Электронная онлайн библиотека

 
 
Вари М. И.

Общая психология

Учебное пособие / 2-ге издана., испр. и доп. - К.: «Центр учебной литературы», 2007. - 968 c.

В учебнике освещены все основные аспекты общей психологии в объеме, необходимом для подготовки профессиональных психологов и педагогов.

Изложение учебного материала должно проблемно-исследовательский характер, что дает студенту возможность не только расширить свои представления о психологическую науку, но и активизировать свою познавательную деятельность. В то же время в написании учебника автор придерживался собственной психоэнергетической концепции психики и психического и построенной на ее основе психологической структуры личности.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ11 
1.1. Основные подходы к определению исторических этапов развития психологической науки11 
1.2. Психология как наука о душе12 
1.3. Психология как наука о сознании18 
1.4. Психология как наука о поведении28 
1.5. Психология - наука о психике как единство сознательного и бессознательного, внешнего и внутреннего психического во взаимодействии человека с миром33 
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ40 
2.1. Структурализм, функционализм и гештальтпсихология40 
Структурализм40 
Функционализм41 
Гештальтпсихология42 
2.2. Фройдизм, психоанализ44 
Неофройдизм47 
2.3. Трансперсональная психология48 
2.4. Бихевиоризм59 
Необихевиоризм65 
Оперантний бихевиоризм66 
2.5. Когнітивізм и гуманистическая психология67 
2.6. Гуманистическая психология69 
2.7. Психологические концепции72 
Концепция Пиаже: стадии развития интеллекта72 
Концепция Л. С Выготского: теория высших психических функций74 
Глава 3. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА79 
3.1. Предмет и задачи современной психологии79 
3.2. Место психологии в системе наук86 
3.3. Области психологии90 
Глава 4. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПСИХИКА И ВСЕЛЕННАЯ В СВОЕЙ ЕДИНСТВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ97 
4.1. Структура и функционирование центральной нервной системы человека97 
4.2. Мозг, человеческая психика и психическое в единстве мира105 
4.3. Развитие психики в онтогенезе107 
Глава 5. ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА И ОТКЛОНЕНИЯ118 
5.1. Психическая норма, нормативные отклонения и аномалии118 
5.2. Причины и последствия ненормативного психического развития121 
5.3. Уровне ненормативного психического развития123 
Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ133 
6.1. Методологический пространство психологии133 
6.2. Принципы психологии136 
6.3. Методы психологии139 
Глава 7. ЛИЧНОСТЬ В ИЗМЕРЕНИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ149 
7.1. Личность в психоанализе, трансперсональной психологии, біхевіоризмі149 
7.2. Личность в когнитивной и гуманистической психологии169 
7.3. Женские теории личности176 
7.4. Факторные теории личности178 
7.5. Теории личности В. Райха, Дж. Келли, Г. Стек Салливана, К. Левина, Г. Мэй, А.Бандури, Дж. Роттера, Е. Дюркгейма, В. Франта, В. Джемса180 
7.6. Личность в психологии Востока196 
7.7. Типология личностей А.Ф. Лазурського203 
7.8. Личность в советской и украинской психологии205 
7.9. Человек как явление багатосистемне214 
7.10. Концепция психоэнергетической целостности личности216 
Глава 8. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА И ПСИХИЧЕСКОЕ220 
8.1. Сущность человеческой психики и психического220 
8.2. Многоуровневость психики224 
8.3. Багатосистемність психики230 
Глава 9. БІОПСИХІЧНА ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ234 
9.1. Общая характеристика біопсихічної подструктуры личности234 
9.2. Генетические, возрастные и половые особенности личности234 
9.3. Темперамент241 
Глава 10. МЕНТАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ251 
Глава 11. ІНТРАІНДИВІДУАЛЬНА ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА258 
11.1. Понятие інтраіндивідуальної подструктуры личности258 
11.2. Особенности функционирования інтраіндивідуальної подструктуры личности 259 
Глава 12. ОЩУЩЕНИЕ264 
12.1. Ощущение как явление264 
12.2. Физиологическое основание ощущений266 
12.3. Классификация и виды ощущений271 
12.4. Общие свойства ощущений274 
Глава 13. ВОСПРИЯТИЕ286 
13.1. Понятие восприятия286 
13.2. Функции, характеристика образа восприятия и его процессуальность287 
13.3. Теории и методы исследования восприятия291 
13.4. Свойства и виды восприятия299 
Глава 14. ПАМЯТЬ308 
14.1. Понятие памяти и ее теории308 
14.2. Физиологическое основание памяти311 
14.3. Процессы памяти312 
14.4. Разновидности памяти319 
14.5. Память и организация знаний327 
14.6. Индивидуальные особенности памяти341 
14.7. Пути развития памяти343 
Глава 15. МЫШЛЕНИЕ351 
15.1. Понятие мышления351 
15.2. Теории мышления354 
15.3. Умственные действия и операции мышления360 
15.4. Формы мышления и его разновидности361 
15.5. Процесс мышления и понимания366 
15.6. Индивидуальные особенности мышления372 
Глава 16. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ376 
16.1. Виды мышления и репрезентации380 
16.2. Индивидуальные особенности интеллекта386 
16.3. Теории интеллекта393 
Глава 17. ВООБРАЖЕНИЕ404 
17.1. Понятие воображения404 
17.2. Виды воображения406 
17.3. Процессы воображения409 
Глава 18. ПСИХОСЕМАНТИКА414 
18.1. Понятие психосемантики414 
18.2. Сущность психосемантики415 
18.3. Основные психосемантичніметоди419 
18.4. Психологические закономерности и модели семантической обработки423 
18.5. Субъективная психосемантика430 
Глава 19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ436 
19.1. Понимание эмоций и чувств436 
19.2. Классификация эмоций и чувств444 
19.3. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования452 
19.4. Характеристика различных видов эмоционального реагирования457 
19.5. Теории эмоций464 
19.6. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью479 
19.7. Прикладная роль эмоций484 
Глава 20. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИЙ490 
20.1. Эмоции ожидания и прогноза490 
20.2. Фрустрационные эмоции499 
20.3. Коммуникативные эмоции505 
20.4. Интеллектуальные эмоции, или аффективно-когнитивные комплексы508 
20.5. Характеристика эмоциональных состояний, которые возникают в процессе деятельности510 
20.6. Эмоциональные свойства человека514 
Глава 21. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И УПРАВЛЕНИЯ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ522 
21.1. Понимание эмоций других людей и эмоциональная способность522 
21.2. Идентификация эмоций за мимикой и пантомімікою526 
21.3. Управление эмоциями531 
Глава 22. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ЧУВСТВ542 
Глава 23. ЭМОЦИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕНА ПОВЕДЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ559 
23.1. Эмоциональная поведение559 
23.2. Эмоциональные типы565 
Глава 24. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ВОЗРАСТНЫЕ, ПОЛОВЫЕ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА575 
24.1. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий575 
24.2. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности577 
24.3. Эмоции при патологии588 
Глава 25. ВОЛЯ601 
25.1. Понятие свободы и ее функций601 
25.2. Типы критериев свободы и локус контроля. Волевые действия604 
25.3. Фазы и признаки волевых действий, их стимулирования606 
25.4. Волевые качества611 
Глава 26. СПОСОБНОСТИ615 
26.1. Понятие способностей и их развития615 
26.2. Виды способностей615 
26.3. Развитие способностей618 
Глава 27. СОЦІОПСИХІЧНА ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ620 
27.1. Опыт620 
27.2. Характер621 
27.3. Акцентуации характера626 
27.4. Направленность628 
Глава 28. ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ «СОЗНАНИЕ-САМОСОЗНАНИЕ»639 
28.1. Сознание личности639 
28.2. Самосознание личности641 
28.3. «Я-концепция»642 
Глава 29. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ649 
29.1. Сущность психических состояний649 
29.2. Классификация психических состояний650 
29.3. Особенности психических состояний652 
29.4. Физиологические основы и внешние проявления психических состояний653 
29.5. Психические состояния личности в различных ситуациях жизнедеятельности654 
29.6. Состояние страха и пути его преодоления660 
Глава 30. ВНИМАНИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ667 
30.1. Понятие внимания667 
30.2. Физиологическое основание внимания670 
30.3. Теории внимания671 
30.4. Методы исследования внимания673 
30.5. Модели внимания676 
30.6. Основные свойства и виды внимания680 
Глава 31. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ686 
31.1. Понятие деятельности686 
31.2. Психологическая структура деятельности686 
31.3. Движения и действия688 
31.4. Знания, навыки и умения689 
31.5. Перенос и интерференция692 
31.6. Основные виды деятельности695 
Глава 32. ПСИХОМОТОРИКА703 
32.1. Сущность психомоторики703 
32.2. Строение психомоторики707 
32.3. Функции психомоторики709 
32.4. Регуляторы и продукты психомоторики716 
32.5. Механизмы регуляции психомоторной действия717 
Глава 33. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ НАУЧАННЯ723 
33.1. Понятие научання, обучение и учение723 
33.2. Научання и развитие728 
33.3. Классические концепции научання731 
33.4. Модели научання734 
33.5. Типология научання737 
Глава 34. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПСИХОЛИНГВИСТИКА742 
34.1. Предметная сфера742 
34.2. Речь и ее функции749 
34.3. Физиологические механизмы языковой деятельности752 
34.4. Разновидности речи754 
Глава 35. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ759 
35.1. Понятие социализации759 
35.2. Особенности, условия и механизмы социализации760 
35.3. Процесс социализации762 
Глава 36. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ772 
36.1. Общее представление о «психологическая защита» и его функции772 
36.2. Разновидности психологической защиты и их характеристика775 
36.3. Особенности психологической защиты у детей786 
36.4. Использование защиты в жизнедеятельности791 
Глава 37. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ДЕПРИВАЦИЯ804 
37.1. Психологическое понимание відхильної поведения804 
37.2. Особенности личности с девиантным поведением809 
37.3. Депривация813 
Глава 38. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ819 
38.1. Понимание психического здоровья819 
38.2. Влияние общественной действительности на психическое здоровье личности823 
Глава 39. ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ830 
39.1. Понятие гармонии личности830 
39.2. Гармония взаимоотношений личности, ее смысл жизни, духовность и свобода834 
39.3. Путь личности как совокупность жизненных процессов836 
39.4. Психическая устойчивость841 
39.5. Зависимое поведение как следствие снижение психической устойчивости849 
39.6. Самоуправления и саморегулирования858 
Глава 40. САНОГЕННОЕ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ867 
40.1. Понимание саногенного потенциала личности867 
40.2. Благополучие как положительный саногенное потенциал личности868 
40.3. Активизация саногенного потенциала в тяжелых жизненных условиях871 
Глава 41. КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ877 
41.1. Понимание кризисов личности в психологии877 
41.2. Типы кризисов личности878 
41.3. Отношение к кризиса и его преодоления891 
Глава 42. КОНТРОЛЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ897 
42.1. Понятие психологических механизмов целенаправленного поведения897 
42.2. Теоретические подходы к анализу структуры регуляции действия898 
42.3. Влияние цели на поведенческий акт902 
42.4. Обратная связь и эффективность последующей действия908 
Глава 43. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ914 
43.1. Подходы и теории развития личности914 
43.2. Гармоничный и дисгармоничным развитие личности925 
43.3. Формирование содержания личности927 
Глава 44. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ932 
44.1. Понимание понятия «конкурентоспособная личность»932 
44.2. Этапы развития конкурентоспособной личности934 
44.3. Психологические основы развития интегральных характеристик конкурентоспособной личности936 
Словарь психологических понятий (А-С)946 
Словарь психологических понятий (Т-Я)970 

Назад