Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

2.4. Стародавньокитайська экономическая мысль, ее особенности и эволюция


Древний Китай был одним из центров цивилизации, поэтому познание его экономической мысли имеет важное значение. Большую роль в культуре Китая сыграло конфуцианство, основателем которого был Конфуций - Кун-цзы (около 551-479 гг. до н. э.). Свое учение Конфуций преподавал в форме бесед, которые впоследствии были изданы под названием "Луньюй" ("Беседы и суждения").

Конфуций создал учение о совершенной человека, которого все уважают. Скромность, сдержанность, справедливость, одинаковое отношение ко всем - это черты совершенного человека. Конфуций не упрекал людям за стремление к богатству, но признавал честный путь его достояние. Нравственное совершенствование человека должно, по мнению Конфуция, быть основой, на которой основывается управления государством. Он призвал правителей сделать народ богатым, а потом его воспитывать.

Выдающимся представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.), который поучал о том, что гуманный правитель, осуществляя "веление Неба", должен заботиться о судьбе народа. Он выдвинул концепцию управляющих и управляемых, то есть господства и подчинения. Мэн-цзы критиковал несправедливое налоговую систему, которая ведет к истощению крестьянского хозяйства.

Мэн-цзы выступал за вмешательство государства в хозяйственные дела и регулирования земельных отношений, был против повышения цен на внутреннем рынке, считал, что одни и те же питательные стоимости могут отличаться затратами труда на их производство. Однако опасался того, что регулирование цен приведет к взаимного обмана.

"Разве можно управлять Небом, - спросил Мэн-цзы, - занимаясь в то же время земледелием? Есть занятия великих людей и есть занятия маленьких людей... Не бывает такого, чтобы низы руководили верхами; всегда верхом руководят низами". Верховный правитель - это повелитель духов и надежда народа. Небо породило народ и предоставило ему правителя для того, чтобы он, как и духи, беспокоился о нем и не допускал потери своих врожденных свойств. "Народ повинуется тем, кто выше него, и служит им, а те, которые внизу, думают о том, на что они не имеют права".

Подобные взгляды отражены и в других памятниках древнего Китая. У них были регламентированы все атрибуты, которые отличали правителей и подданных. Например, сын Неба потребляет говядину, баранину и свинину, а в жертву приносит то именно в нужном порции. Дафу потребляет свинину, а в жертву приносит свинину и баранину и др. "В этом, - записано в старокитайській письменной памятке, - четко прослеживаются различия между теми, кто выше, и теми, кто ниже".

Для оценки экономической мысли Китая могут служить реформы философа и государственного деятеля Шан-Яна (390-338 гг. до н. э.). Заслуживают внимания его взгляды на виды власти правителя, которая происходит от мудрости. Первым делом правителя было разграничения земли, имущества, мужчин и женщин. "В давние времена, - говорил Шан-Ян, - любили своих родственников и почитали выгоду, в средние века почитали мудрых и радовались человеколюбию, а в более поздние времена начали уважать тех, кто имеет высокое положение и должности". Шан-Ян считал целесообразным законное установления меры веса и длины. "Если, - отмечал он, - отказаться от моделей и мер и полагаться лишь на собственные суждения, то это не будет ни для кого обязательным". Все должно быть четко определено, потому что оно дает строй общественным отношениям. "Если общественные и частные интересы четко разграничены, то даже никчемный человек не будет ненавидеть достойного, а плохой не станет презирать достойного". В таких наставлениях, конечно, признан рациональное зерно.

Шан-Ян отстаивал принцип равенства перед законом. Должностные разряды нужно давать в соответствии с заслуг людей. Китайские мыслители считали, что нерешительный не достигнет успеха. "Тот, - утверждали они, - кому присущи поступки выдающегося человека, неизбежно чувствует противодействие со стороны своего времени; тот, кому свойственны размышления независимого ума, обязательно будет оболганный людьми".

Высказываясь по поводу реформ в государстве, один из китайских мудрецов сказал: "Если выгода не будет стократною, законов не меняют; если успех не будет длительным, не меняют орудия". Итак, осуществления экономических и политических реформ связывали с повышением эффективности хозяйствования.

Кроме того, законы требовали хороших чиновников. Хорошим чиновником считался тот, кто в совершенстве знает законы, инструкции и постановления, умеет вести дела, неподкупный, все силы отдает служению правителю. Это, в частности, важно при сборах налогов, за сокрытие которых строго наказывали. Прежде всего это касалось сборов налогов зерном, сеном и соломой.

Экономическая мысль древнего Китая была направлена на совершенствование государственного управления, соблюдения законов, обеспечению поступления налогов, охрану собственности, в том числе и рабов. Из документов того времени можно узнать о численность рабов в некоторых владельцев. Лу Цзя получил от Чэнь Пена 100 рабов и рабынь, 50 повозок с конским оснащением, 5 млн имущества деньгами на жизненные расходы. Члены императорского рода имели по 300 и больше рабов. Правители Китая руководствовались принципом: "Восхвалять за благотворительность и награждать за заслуги, - такое общее правило древности и современности".

В Китае существовали рынки рабов, которых держали вместе с волами и лошадьми. Интересно, что при покупке раба учитывали его согласие на выполнение той или иной работы. Кстати, рабы ценились дорого. Например, пять лошадей стоило 20 тыс. монет, а два молодых раба - 30 тыс., взрослая рабыня - 20 тыс., пара волов - 6 тыс., а усадьба - 10 тыс. монет.

Экономическая мысль древнего Китая отвечала хозяйственным нуждам, традициям и конкретно-историческим особенностям развития страны. В ней отражены взгляды на различные экономические проблемы, в том числе и с позиций беднейших слоев населения, что нашло воплощение в социальных утопиях конфуцианства и даосизма. Взгляды и концепции, которые формировались в экономической мысли древнего Китая, в последующие века были источником формирования новых моделей экономического мышления.



Назад