Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

2.5. Экономические представления древнего населения украинских земель


Украинские просторы принадлежат к древнейшее заселенных. Постоянное бытования на них людей определило их участие в общецивилизационных процессах, частью которых является хозяйственное освоение территории и соответствующие экономические представления. Эти представления формировались, прежде всего, в процессе взаимоотношений человека с окружающей средой, которое было от древнейших времен пригодным для земледельческих занятий.

"Две большие творческие силы в жизни нашего народа, - писал Михаил Грушевский, - встретились именно на пороге исторического жизни нашего народа и образовали первую основание дальнейшего его развития. Даже в более поздних, тем более - в начальных стадиях народного жизни оба эти элементы являются деятельными творческими силами - территория так же как народность. Не только физические обстоятельства данной территории, но и те политические и культурные влияния, отношения соседства, культурные вклады в землю предыдущих насельников и останки их, что примішуються к новой колонизации - все это многоважні стороны, которыми территория мощно влияет на дальнейшую историю народа".

Это ли не больше всего касается истории украинской экономической мысли, которая находилась в тесной связи с хозяйственным развитием, слишком зависимым от природных условий на заре цивилизации. Конечно, не надо преувеличивать роль природной среды в хозяйственной деятельности, характере, направлении экономики и т.п., но нельзя недооценивать его в развитии населения, его расселении, в хозяйственных занятиях, а также в экономическом мировоззрении людей. Природа влияет на все грани жизни и жизни людей. На ранних этапах общественного развития зависимость людей от природы была больше, чем в периоды искусственных технологий и совершенных орудий труда.

Благоприятные для оседлого проживания природно-климатические условия Украины были причиной древнего ее заселения и непрерывного хозяйственного прогресса. Это сказалось и на экономических представлениях населения, которые нашли воплощение в хозяйственных формах и экономическом быту. Отсутствие письменных памятников заставляет обращаться к аргументам археологии. Вещественные доказательства свидетельствуют, что хозяйственные занятия поселенцев на украинских землях постоянно совершенствовались.

Уже палеолитический период дает основание утверждать о появлении оседлого жизнь, строительство землянок, создание поселков. Тогда появились погребище с похоронными обрядами. Неолитическая человек на урожайных просторах становится земледельцем и скотником, занимается также охотой, рыболовством и собирательством разных плодов. Археологи считают, что в степной части Украины земледелие и скотоводство возникло в неолите, удостоверяющих овечьи скелеты и звуглі зерна проса в захоронениях с ямной культуре.

Землю готовили тогда к засівів за помощью заостренных палок и мотыг с каменными серпами с каменными или деревянными панелями. На каменных зернотерках растирали зерно на муку. Кстати, в экспедиции на Поднестровье, в которой принимал участие автор, зернотерки и каменные орудия случались довольно часто, что также свидетельствует о длительное проживание здесь неолитических людей, их земледельческие занятия. "Неолитическая человек, - заметил Я. Пастернак, - становится сильнее экономически, унезалежнює себя, по возможности, от природы, от довкільного животного и растительного мира"'. В то время возникает гончарство и ткачество. Посуда изготавливался в каждом племени, которое не предусматривало обмена. Глиняная посуда - одна из самых примечательных вещественных памятников жизнедеятельности человека неолитической эпохи.

Неолитическая эпоха длилась от конца мезолита (5000 г. до н. э.) до появления первых изделий из бронзы (около 1800 г. до н. э.). Ее разделяют на две части: чистый неолит, когда еще не умели обрабатывать металлы, и период меди, когда рядом с кремневыми применяли каменные и медные орудия. Неолитических поселков, погребищ и отдельных памятников значительно больше, чем палеолитических и мезолитических. Усовершенствование орудий, технологии их изготовления и сферы применения свидетельствовало об увеличении энергетического бюджета населения. Достопримечательности Украины неолитической эпохи воспроизводят приблизительные контуры материальной культуры и хозяйственных представлений тогдашнего населения.

На историческом пути культурно-хозяйственной эволюции населения Украины особое место занимает сутки трипольской культуры, название которой происходит от археологических находок в селе Триполье вблизи Киева. Открыто более 500 поселений трипольской типа. Они дают возможность воссоздать материальное и духовное развитие населения неолитической, энеолитической и бронзовой эпохи. Трипольская культура - яркий феномен в хозяйственно-культурной эволюции населения Украины.

Памятники трипольской эпохи раннего, среднего и позднего периодов обнаружены в верховьях реки Прут возле Черновцов, над средним Днепром, на восток от Каменца-Подольского и дальше на юг, вплоть до слияния Реути с Днестром, в окрестности Балты и над средним Бугом. Племена среднего трипольского периода были рассеяны почти по всей территории Правобережья. На востоке трипольские племена перешли в окрестностях Киева на Левобережье. Западным плечом трипільчани обнаружены у Владимира-Волынского и в окрестностях Крылоса на Ивано-Франковщине. Более поздние трипольские поселения найдены в верховьях рек Случь, Горынь, Стырь, верхнем и среднем течении Буга, в южной части волынского Полесья.

Трипольские племена - это оседлые земледельцы, которые уже выращивали ячмень, рожь и просо. Зерно этих растений найдено в слабовипаленій смазке трипольских домов - ліп'янок. "Примитивное земледелие, - утверждает Я. Пастернак, - было главной отраслью в хозяйстве трипольцев". Кроме того, они занимались скотоводством, рыболовством, охотой, разводили рогатый скот, овцы, козы, свиньи. Развитым было жилищное строительство. Характерной приметой трипольцев технически совершенная керамика. Она - лучший художественный феномен неолитической эпохи, своим техническим и художественным уровнем поражает нашего современника. "Трипольская керамика заслуживает звания "праисторической украинской терракоты".

Следует отметить, что совершенные произведения, независимо от их назначения, могло производить только оседлое население. Кроме того, оно должно было иметь экономические условия и социальную потребность в высококачественном посуде, орудиях и т.д. Это обеспечивало развито, как в то время, земледелие. Трипольская экономика - преимущественно самовідтворювальна, которая меньше зависела от дикого зверя и рыбы в реках и озерах. Разветвленная хозяйственная деятельность трипольских племен, набор сельскохозяйственных культур, которые они выращивали, домашнего скота и т.п во многом напоминает занятия населения украинских земель более поздних эпох. Хозяйственная ментальность трипольцев, не только хлеборобов, но гончаров и других ремесленников, которая так выразительно отражена в памятниках трипольской суток, достигает украинского настоящего, которое пользуется достижениями трипольцев.

Археологические исследования тех времен дают достаточно материала для выводов о хозяйственную рациональность даже при производстве сейчас, казалось бы, примитивных орудий труда, средств сохранения пищи и др. Археологи пытались достаточно полно и точно воссоздать организацию труда в праисторические эпохи, которая сложилась в конкретных природных условиях и при соответствующих хозяйственных традиций, которые передавались из поколения в поколение. Можно выделять различные культуры в процессе исторического развития территории, но всегда нужно помнить, что культурные достояния передавали местные жители, потому что иначе они бы не сохранились.

Післятрипільські культуры еще более засвидетельствовали развитие и усовершенствование земледельческой дела в Украине. Прежде всего, этому способствовало применение железа, из которого можно было производить тривкіші и эффективные орудия. Накануне и в начале железного века существовали лужицкий, высоцкая и ранньоскіфська культуры. В начале железной суток земледелие превращается в основную отрасль хозяйства. О земледелие племен раннескифского времени (VI-V вв. до н. э.) свидетельствуют найденные зерна, среди которых три вида твердой пшеницы (мягкая, жесткая, карликовая), ячмень, рожь. Выявлено стоколоса - сорняк зерновых полей, найдено скопления проса (Іванє-Пустое на Западном Подолье), причем отдельно зерно и плевелы, бобовые, чечевицу и вику, рапс, лен, дикорастущий жолудь. Кроме того, найдены кости различных видов животных.

После трипольской культуры в древние времена на украинских просторах заяскравіла культура скифской эпохи. Мировоззрение скифов самое обстоятельное описал греческий историк Геродот; он высоко оценил талант и культуре скифов. Именно Геродот передал легенду, по которой на скифскую землю упали с неба "сделаны из золота плуг, ярмо, секира и чаша". Эти орудия, как и представление о них, является подтверждением земледельческой деятельности и ментальности скифов-земледельцев. Земледелие в скифов было настолько развито, что они выращивали пшеницу на экспорт в Грецию. Интересно, что греки называли скифов-земледельцев борисфенітами: "Скифы-земледельцы живут на востоке на расстоянии трех дней пути, и до реки, что называется Пантикап, а на севере на расстоянии, если плыть одиннадцать дней, там источники Борисфена". На восток от скифов-земледельцев живут уже скифы-кочевники. Они "не сеют, не пашут".

Геродот признавал высокий хозяйственный и культурный уровень скифов, их смекалку в военных делах, знания языков и т.д., предоставлял им преимущество перед другими соседями. По свидетельству Геродота, скифы молятся тем самым богам, что и греки - Зевсові, Геи, Аполлону, Афродите, Гераклові и др.

Привлекает внимание погребальный ритуал, который завершается насыпкой могилы. Когда все вложено до могилы умершего, в том числе и золотые чаши, тогда "насыпают на скачки высокую могилу, чтобы была как можно больше". Обычай насыпать могилы над умершими передался нам от скифов, он до сих пор бытует в Украине.

Достоянием скифской хозяйственной культуры было выращивание конопли, которые использовали для производства одежды. Это делали здесь настолько совершенно, что греки не могли отличить льняной одежды от конопляного. Со скифской эпохи берут начало зародыши демостатистичних представлений. Речь идет о том, что скифский царь на имя Ариан хотел знать количество подвластного ему населения и приказал, чтобы каждый скиф принес острие стрелы; кто не принесет - будет наказан. Снесены острия стрел царь приказал перетопить на котел, который легко вместит в себя шестьсот амфор. Так царь узнал об количество скифов и оставил для потомков ценную достопримечательности. Это был оригинальный подход к вычислению количества населения.

Приведенные факты, описания и рассуждения не отражают во всей полноте генетический процесс развития хозяйственных форм и технологий, экономических взглядов древнего населения в различные исторические эпохи, начиная с палеолитической эпохи. Однако они свидетельствуют, что хозяйственная и культурная традиция передавалась из поколения в поколение древним жителям украинских территорий, их ценнейшие достижения органично вошли в культурную традицию украинского народа, достигнув новейших времен. Без учета этих аспектов нельзя понять ни генетики украинских хозяйственных форм, ни достижений в области экономической мысли новейшего времени, ни участия древнего населения украинских земель в загальноцивілізаційному развитии экономической мысли, его вклада в мировую сокровищницу, в которой каждый народ внес свою лепту.

Несмотря на то, что древнее население не создало экономических теорий, но оно в процессе хозяйственной практики сформировало элементы экономических представлений, что впоследствии способствовало возникновению экономических учений и теорий.

Литература

1.  Всемирная история экономической мысли: В 6 т. - М., 1987. - Т. 1.

2.  Геродота Турійця из Галикарнаса "Историй" девять книг, что их называют музами. - К., 1993.

3.  Грушевский Михаил. История Украины-Руси: У10 т. - К., 1991. - ДА.

4. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. - М., 1980.



Назад