Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

3.2. Мудрец античности из Поднепровья Анахарсій и его общественно-экономические взгляды


Среди величайших мыслителей античности заметное место занимает Анахарсій из Поднепровья, который получил за свой рассудок большой авторитет у древних греков и римлян. Греческий историк Геродот писал: "Среди племен в припонтійських краях мы не можем назвать ни одного, которое было бы известно своей мудростью, и не знаем никого, кто бы прославился своим умом, кроме скифской народности и Анахарсія. Скифское племя очень разумно изобрел нечто, чего нет в других, весьма важное для жизни людей...". "Анахарсій, - говорит Геродот, - объездил большую часть мира. Во время своих странствий он набрался много мудрости, а затем вернулся к своей страны". Согласно версии Геродота, Анахарсій происходил из царского рода, учился в Элладе. Анахарсія убил брат за то, что он прививал на родине чужие обычаи.

Иван Франко написал поэму "С Плутархового Жизни Соленая". В разделе "Солон и Анахарзіс", есть такие строки: "Скиф Анахарзіс, княжеского рода, украшение и слава скифского народа". Прибыв в Греции, Анахарсій встречался и беседовал с известным реформатором Солоном, который хвастался своими справедливыми законами. На это Анахарсій ответил:

"Ах, голова, такая умная и сильная,

Какая ты еще при том, однако тіснозряча!

Тех, при ком власть и влияние, еще и правом утверждати?

Кого же льос ограничил - законом ограничить -

Это же не то не вменшить всех власть имущих власть,

А самоволі их силу закона даст".

Как видим, И. Франко, воспроизводя разговор Анахарсія с Солоном, предпочитал розумуванням первого.

Об общественно-экономические взгляды Анахарсія можно судить из его писем-обращений к Соленая и других правителей конца VI - начале V в. до н. э. У них возникает образ мыслителя-гуманиста, поклонника родного языка и патриота. В письме к Соленая мудрец из Поднепровья подчеркивал, что эллины - не мудрее от варваров. "Признаки мудрости, как и признаки ума, - писал он, - у варваров и греков одни и те же". Когда речь идет о человеческих ценностях, то не в языке суть, а во взглядах, которыми отличаются и грек от грека. Например, спартанцы вызывают восхищение благодаря своим подвигам, а не языку. В письме к афинян Анахарсій писал: "Вы покупаете, не задумываясь, в варваров, лишь бы они продавали по справедливой цене... Почему вы так высоко цените варварские ткани, а язык варваров презираете?".

Здесь употреблено понятие товара, справедливой цены, ткани, относящихся к экономических и производственных категорий. Они не только свидетельствуют о высокий уровень экономического мышления, но и развитые товарно-экономических отношений, интенсивный обмен население материковой Украины с эллинами. Отстаивая честь родного языка, Анахарсій в то же время выходил из экономической необходимости общения между народами.

Анахарсій был сторонником экономической деятельной позиции. Чтобы достичь цели, отмечал он, нужно "вести разумное и полна забот жизнь", не топить ум в большом количестве "несмешанного вина". Однако найрельєфніше в письмах-раздумьях Анахарсія очерчены защиту свободы, протест против гнета, унижение личности и человеческого достоинства. Тирану Ґіпарсові Анахарсій советовал оставить "игральные кости и пьянство", обратиться к полезных дел. "Делай добро друзьям и просителям", - призвал Анахарсій. Помнить и делать добро советовал он и Фразилоху. Мудрец боролся страсть и зависть, которые являются признаками недостойного души. "Скифы, - писал Анахарсій, - ...радуются, когда другим хорошо, и стремятся лишь к тому, что кажется им умным". Ненависть, злость и любую страсть, которая вызывает недовольство, они всегда решительно отвергают.

В письме к жестокого правителя Фракии Терея Анахарсій писал: "Ни один разумный правитель не убивает своих подчиненных, как и добрый пастух никогда не издевается над овцами... Было бы лучше, если бы ты берег тех, которыми правиш".

Отстаивая человечное отношение правителей к подчиненным, Анахарсій одновременно осуждал купеческую жадность, вред от которой он проиллюстрировал в письме Крезу, где рассказал о потопе с чужим грузом в Дунае. Подобное, отмечал он, может случиться с богачами. "Скифы свободны от подобных бед. Вся земля у нас принадлежит всем. Все, что она приносит сама по себе, мы принимаем; а к тому, что скрывает, мы пориваємося. Оберегая нашу скот от диких зверей, взамен мы получаем молоко и сыр. Оружием мы пользуемся не для того, чтобы нападать на других, но в случае необходимости для обороны".

В этом письме описаны не только хозяйство и характер скифов, но и взгляды собственно Анахарсія, который более всего ценил свободу, в письме царскому сыну он писал: "У тебя флейты и полный кошелек, в меня стрелы и лук. Поэтому ты раб, а я свободен".

В том же духе он выразился в письме к Ганона. "Одеждой, - писал Анахарсій, - мне служит скифская хлєна, обувью - подошва собственных ног, постелью вся земля, вся лучшая еда: молоко, сыр, мясо. Все лакомства - голод. Я свободен от всего того, через что большинство людей в трудах".

Эти высказывания Анахарсія является ярким свидетельством состояния философской и экономической мысли в Украине за несколько веков до нового летоисчисления. Ее существенной особенностью является правдивость, человеческое достоинство, равенство, свобода в поведении, хозяйственной и купеческой деятельности. Характерно, что живя в период классического рабства (VI-V вв. до н. э.), Анахарсій защищал подчиненных. Это его отличает, например, от более поздних греческих мыслителей Платона и Аристотеля, которые считали рабство естественным состоянием. Осуждая купеческую и вообще багацьку жадность, Анахарсій своим мировоззрением близок к морально-этических принципов раннего христианства, а своим пониманием человеческих ценностей перекликается с сковородинівським мировоззрением, философией сердца, которая так мощно заявила о себе в новой Украине.

Гуманистическая насыщенность и ценностная ориентация экономического мировоззрения Анахарсія отражает скорее кротость земледельца, чем жестокость и агрессивность кочевника. Мировоззренческая позиция Анахарсія, как видно из его писем, не совместима с той грубостью, что ее описал Геродот, описывая жизнь, быт и обычаи скифов.

Эти и другие соображения дают основание рассматривать экономические и философские взгляды Анахарсія в контексте украинской мировоззренческой традиции, которая восходит праісторичних времен. Правда, многие могут упрекнуть, что Анахарсій принадлежит к правящему скифского рода, но не надо забывать, что он прибыл на обжитое Поднепровья, где земледельцы выращивали пшеницу не только для собственного потребления, но и на экспорт.

Анахарсій в своих письмах пользовался понятиями и определениями, которые вошли в мировой культуры. На них ссылались Платон, Аристотель и другие мыслители античности. Например, Платон деятельность и мышление Анахарасія ставил выше от Гомера. Высоко ценил талант Анахарсія и украинский гуманист середины XVI ст. С Ореховский-Роксолан. По достоинству оценил вклад Анахарсія в теорию денег К. Маркс. "Когда спросили Анахарсія, зачем эллинам деньги, он ответил: для счета", - записал К. Маркс в "Капитале". Конечно, можно было бы привести и другие свидетельства о значении наследия Анахарсія для мировой экономической мысли, на которую ссылались в течение тысячелетий от Платона до Ивана Франко.

Итак, есть много прямых и косвенных доказательств того, что творчество Анахарсія из Поднепровья, которого выдающиеся эллины причисляли к семи мудрецов античности, принадлежит к достижений украинской и мировой культуры. Без учета этого наследства мудреца из Поднепровья нельзя понять культурного расцвета Киевской Руси, появления "Русской Правды" и библиотеки Ярослава Мудрого, а следовательно возникновения Острожской и Киево-Могилянской академий, научных достижений Украины в XIX-XX вв. Эта связка яркостей в украинском научно-образовательном развитии объясняется, прежде всего, глубинной, корневой основой, которая достигает древнейших времен, имеет прочной ствол для вечно зеленой кроны. Одной из основ, самых прочных частей этой основы наследство мыслителя и изобретателя Анахарсія, который прославил наш народ и отечество на весь античный мир, а своими общецивилизационный и патриотическими ценностями вимостив дорогу в будущее. В лице Анахарсія впервые достойно заяскравіла украинская экономическая мысль на мировом небосклоне, вплелась в венок экономической культуры общецивилизационного развития.



Назад