Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

3.3. Экономические взгляды мыслителей древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель)


Экономическая мысль древней Греции классического периода связывают с классическим рабством. Памятником истории экономической мысли того времени может служить "Афинская политика" ("Государственный строй Афин"), написанная 428 или 425 г. до н. э. Автор этого труда осуждал излишний демократизм, мечтал о жесткий режим для рабов.

Создание государства считал большим достижением философ Демокрит (род. 460 или 470 г. до н. э.). Он защищал частную собственность, мирился с рабством, хотя и считал, что "во всем прекрасная равенство".

На V в. до н. э. приходится деятельность Сократа (469-399), который отстаивал умеренность в обогащении, придавал большое значение моральным добродійствам. Близкими к взглядов Сократа были экономические представления Эврипида (480-406 гг. до н. э.).

В классический период экономическая мысль греков бушевал в разных направлениях, находила отражение в письменности, все больше проявляя профессионализм в решении экономических проблем. Объектом специального анализа они становятся в трудах Ксенофонта (444-355рр. до н.э.), Платона (427-347pp. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Ксенофонт был учеником Сократа, он происходил из аристократии афинского полиса. За воинскую доблесть он получил в награду имение, что побудило его заняться организацией своего хозяйства. Это, очевидно, побудило Ксенофонта написать руководство по управлению хозяйством, который он назвал "Економікос", что на русском означает "домостроение", "домознавство". Точная дата написания "Економікоса" неизвестна. Возможно, это произведение возник в период 401-399 гг. до н. э. "Економікос" - это изложение экономических взглядов Ксенофонта в форме беседы Сократа и Критобула.

Ксенофонт идеализировал политический деспотизм Персии, увлекался законам Ликурга, спартанскими порядками. Главным, самым выгодным занятием, по мнению автора "Економікоса", является земледелие. Земледелие - мать и кормилица всей жизни, основа человеческой деятельности. Если земледелие в расцвете, то все другие отрасли развиваются успешно, и, наоборот, где земля пустует, там замирает почти всякая деятельность на суше и море. Конечно, земледелие Ксенофонт представлял основанным на рабский труд.

Глорифікація земледелия способствовала популярности произведения Ксенофонта. "Економікос" было переведено на латыни, он получил известность в древнем Риме. "Економікос" Ксенофонта привлек французских физиократов, в частности, Франсуа Кене, теория которого основывалась также на ведущей роли сельского хозяйства в экономическом прогрессе.

Ксенофонт стремился определить задачи науки экономии. По его мнению, экономия - это такая наука, с помощью которой можно обогащать свое хозяйство. Предметом экономии является домашнее и сельское хозяйство. Что касается ремесла, то оно считалось непригодным для свободных людей занятием, а ремесленники - плохими защитниками страны. Ремеслом могли заниматься рабы и иностранцы. Торговля также не считалась достойным занятием для свободного грека.

Ксенофонт высказал свои соображения по поводу денег и денежного обращения. Он советовал накапливать деньги. В то же время негативно оценивал оборот денег в виде торгового и ростовщического капитала, рекомендовал накапливать деньги как сокровище, страховой фонд на случай неурожаев или войны. "...Деньги не ценность, - отмечал Ксенофонт, - если не умеешь ими пользоваться".

Ксенофонт имел свой взгляд на ценность. Он считал, что ценным является то, от чего можно извлечь пользу. Купцы, говорил он, чтобы получить деньги, не продают хлеб будь-где, а везут его туда, где самая высокая цена хлеба.

Заслуживают внимание взгляды Ксенофонта относительно разделения труда. Земледелие - это самая почетная отрасль хозяйства, но свободный гражданин должен заниматься не физическим трудом, а только управлением, контролем. Разделение труда - это пространство для развития таланта и способностей работника в соответствии с его наклонностями. Ксенофонт отмечал, что в городах и поселках Греции одна и та же человек производит постель, двери, плуги, столы, иногда сводит дома, радуется, что имеет достаточно заказов для пропитания. Однако один человек не может все делать хорошо.

Ксенофонт заприметил связь разделения труда с развитием рынка. Чем более развит рынок, тем больше возможностей специализироваться на изготовлении определенных предметов. Обычно не нужно знать ремесло в целом, потому что достаточно специализироваться на отдельных процессах. Выступив сторонником глубокого разделения труда, Ксенофонт был как бы предвестником теорий Адама Смита.

В своих трудах Ксенофонт охватил широкий спектр тогдашней хозяйственной действительности, пытался соответственно ее истолковать. Эти толкования занимают заметное место в истории экономических учений, сказавшись на их развития в новейшую эпоху.

Видное место в истории экономической мысли древней Греции занимает философ и ученый, создатель системы объективного идеализма Платон. Он происходил из афинской земледельческой знати, получил хорошее образование, много путешествовал. Из-среди многочисленных произведений Платона следует назвать такие, как "Государство" и "Законы", посвященные экономическим проблемам.

Платон был учеником Сократа, основал свою школу "Академия", которая просуществовала около 900 лет после смерти мыслителя. Как и Ксенофонт, Платон объяснял разделение труда разнообразием потребностей и односторонностью человеческих дарований. Возможности человека ограничены, а потребности - разные. Следовательно, разделение труда объективно не

"Ни одно орудие, - говорил Платон, - только от того, что оно оказалось в чужих руках, не сделает его сразу мастером или атлетом и не принесет никакой пользы, если человек не умеет им владеть, и недостаточно управлялась". Итак, швец не должен пытаться стать рільником, ткачом или строителем, чтобы не обветшала шведский дело. Это касается и других занятий, потому что только тот может достигнуть успеха в том или ином ремесле, если заниматься им в течение жизни. Кстати, мастерство производителей Платон связывал с благосостоянием, богатством и бедностью, которые могут негативно сказаться на мотивации и эффективности труда.

Опираясь на разделение труда согласно человеческих талантов и постоянных тренировок в выбранной области деятельности, Платон подходил к толкование сущности и социальной структуры государства.

В учении о государстве Платон исходил из того, что она должна состоять из трех частей: 1) правители (философы); 2) воины (охранники государства); 3) ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы из свободных людей. Несвободные - это рабы. По Платону, рабы - это орудие, что разговаривает. Несмотря на это, он считал, что государство должно основываться на принципах справедливости.

К физического труда Платон относился с презрением. Частную собственность считал источником невзгод и потрясений в обществе. Именно поэтому Платон предложил лишить воинов собственности и семьи, чтобы они следили за государственные дела. В этой связи возникли взгляды относительно общности женщин, детей и собственности в идеальном Государстве.

В конце жизни Платон написал новое произведение "Законы", в котором отказался от идей, высказанных в "Політейя". "Законы" составлены с позиций рабоволодіння. Всю физическую работу выполняют рабы, а собственность на землю принадлежит государству и передается в наследственное пользование рабовладельцам. Свободные граждане не должны заниматься торговлей и ремеслом, запрещаются кредитовые операции.

Основой платоновской государства была аграрная экономика, в которой запрещалось захватывать чужие угодья, водные источники и т.д. В государстве Платона не разрешалось использовать займы под проценты, покупать товары в кредит. Не допускался ввоз товаров, в которых не было необходимости, вывоз тех, которые нужны государству. Закон регулировал цены. Платон оказывал предпочтение натуральному хозяйству.

Самым выдающимся мыслителем древней Греции был Аристотель - ученик Платона. В течение 20 лет (367-347 гг. до н. э.) Аристотель был участником платоновской Академии. В 343 г. до н. э. он стал воспитателем македонского царевича, выдающегося полководца Александра Македонского. Вернувшись в Афины 335 г. до н. э., Аристотель основал свою школу (Ликей), написал труда из различных областей знания: философии, логики, этики, физики, биологии и др. Его основные социально-экономические произведения - это "Политика" и "Афинская политика". Написанная в 30-е годы IV в. до н. э., "Политика" состоит из восьми книг: 1) Государство и его основы; 2) Критический обзор предложенных проектов идеального государства; 3) Гражданство, формы государственного строя (продолжение); 4) Государственные перевороты; 5) Организация демократических олигархических государств; 6) Проект идеального государства; 7) Общественное воспитание.

Выясняя суть государства и ее экономические основы, Аристотель поставил в ее эпицентре человека со всем необходимым для ее жизни, в частности, с собственностью. "Собственность, - твердил он, - является частью дома, и приобретение является частью семейной организации, без предметов первой необходимости не можно не только хорошо жить, но и жить вообще".

Защищая собственность, Аристотель был сторонником активной деятельности. Мотивация деятельности - не только собственность, имущество, богатство, а прежде всего, благотворительность, нравственное совершенство, дух, который господствует над телом. Люди созданы с разными навыками к труду. Высочайшее Аристотель ставил людей, которые живут "благодаря земледелию и выращиванию культурных растений".

Мыслитель с должной тщательностью рассмотрел хозяйственные формы и экономические отношения на разных этапах развития. Например, первоначальное возникновения торговли Аристотель объяснял естественными причинами, поскольку люди обладали необходимыми для жизни предметами - одни в большей, другие - в меньшем количестве. Мелкая торговля, подчеркивал он, не противоречит природе; она не может превратиться в искусство накопления богатства.

Деньги возникли из необходимости осуществлять обмен в больших количествах. Вследствие того, утверждал Аристотель, пришли к согласию "давать и получать при взаимном обмене нечто такое, что, составляя само собой ценность, было бы вместе выгодно в житейском быту, например, железо, серебро или нечто другое; сначала простым измерением и взвешиванием определяли ценность таких предметов, а затем, чтобы освободиться от их измерения, начали отмечать их чеканкой, что служило показателем их стоимости".

Итак, таковы были взгляды Аристотеля на происхождение и сущность денег. Он считал, что нет предела в стремлении к богатству и обладание деньгами. Все, кто занимается денежными оборотами, стремятся увеличить количество денег до бесконечности. Аристотель одобрял ведения хозяйства, потому что оно обусловлено необходимостью. Обменная деятельность не обусловлена естественными причинами, а потому заслуживала осуждение, как и ростовщичество. Ростовщичество противоречит природе, - считал Аристотель.

Меновую торговлю (Т-Т) и товарную торговлю посредством денег (Т-Г-Т) Аристотель относил к экономии, а купеческую торговлю с целью получения прибыли (Г-Т-Ч) он объявил хрематистикою. Аристотель рассматривал формы движения обращения Т-Г-Т и Г-Т-Ч в их противоположности под названием "экономии" и "хрематистики". Аристотель в своем анализе выходил из экономии, считая ее естественной основой хозяйства. Хрематистика построена на деньгах, она безгранична и неестественная. Разграничение между простым товарным обращением и оборотом капитала, то есть между экономией и хрематистикою, считается выдающимся научным открытием Аристотеля.

"Политика" Аристотеля, как и другие его произведения, насыщенная различными размышлениями, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. Например, он утверждал, что к предмету, который находится во владении "очень большого количества людей, докладывается наименьшая забота. Люди заботятся больше о том, что принадлежит лично им; менее они беспокоятся о том, что является общим или заботятся в той мере, в какой это касается каждого". Следовательно, лучше оберегается индивидуальная, чем коллективная, собственность. "Собственность должна быть совместной только в относительном смысле, - утверждал Аристотель, - а вообще - частной. Ведь когда забота о ней будет распределена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные упреки, наоборот, будет большая выгода, поскольку каждый будет бережно относиться к тому, что ему предстоит...".

Ценными следует считать экономические рассуждения Аристотеля, связанные с нормами этики. "Если сначала пропорциональна равномерность (работа), а затем произошла расплата, - говорил мыслитель, - получится то, что называется справедливым в смысле равенства. А если нет, то не будет ни равенства, ни взаимоотношений: ничто ведь не мешает работе одного быть лучше, чем работа другого, а тем временем эти работы должны быть уравнены".

Все, что участвует в обмене, должно быть неким образом сравнимым. Для того должна быть некая единица измерения. Человеческие потребности делают вещи соизмеримыми в процессе обмена, а средством обмена служит монета. Она делает вещи соизмеримыми. Итак, как "без обмена не было бы общественных взаимоотношений, так без приравнивание - обмена, а без соизмеримости - приравнивание".

Рассмотрение экономических взглядов и научных идей Аристотеля можно бы продолжить. По объему охвата экономической проблематики и глубиной ее выяснения Аристотель принадлежит к величайших мыслителей античности. Его творчество - это итог всего предыдущего развития экономической мысли. В ней вполне закономерно искали аргументов следующие поколения мыслителей и профессиональных экономистов новейшей эпохи.



Назад