Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

1.2. Формы арт-терапевтической работы


Рассматривают различные формы арт-терапии при работе с детьми, подростками и взрослыми. И однако более распространенными являются два основных варианта арт-терапевтической работы - индивидуальной и групповой арт-терапии. Каждая из них, в свою очередь, имеет разновидности.
Индивидуальная арт-терапия
Индивидуальную арт-терапию можно использовать для широкого круга клиентов. Так, некоторые клиенты (олигофрены, люди преклонного возраста с нарушениями памяти и др.) в ряде случаев могут довольно успешно заниматься с арт-терапевтом как индивидуально, так и в группе: имея возбужденное способность к вербальной коммуникации, они нередко выражают свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них и не могут создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами порой оказывается очень важным фактором их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, мышления, памяти.
Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей и взрослых, которые имеют определенные трудности в вербализации своих переживаний, например, через речевые нарушения, малоконтактність, а также сложность этих переживаний и «невимовність» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).
Необходимым условием для начала индивидуальной работы является установление психотерапевтического контакта. Он происходит уже при первых встречах, когда у пациента и арт-терапевта возникают реакции друг на друга, что определяют атмосферу их дальнейшей совместной работы. При этом детально обсуждаются цель, характер и условия работы. Состоит психотерапевтический контракт, который «защищает» клиента и самого специалиста, причем не только юридически, но и психологически, формируя определенную меру ответственности обеих сторон за принятые ими обязательства. В частности, специалист берет на себя ответственность за использование конкретного вида работы, обеспечение для нее надлежащих условий и оснастки, регулярности сессий. Пациент обязуется посещать арт-терапевта в установленное время, оплачивать его услуги.
В самом начале арт-терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться их совместная работа, что клиент может и чего не может делать. Как правило, подчеркивается, что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создание “высокохудожественных произведений», отмечается на свободном самовыражении клиента с помощью любых материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Объясняется, что «свободное самовыражение» будет необходимо для того, чтобы помочь клиенту преодолеть проявления болезни, решить «внутренние» (связанные с самочувствием и настроением) или «внешние» (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.п.
Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, свойственного для него темпа деятельности. Далеко не все клиенты способны сразу включиться в изобразительную работу. Иногда должно пройти несколько сессий, прежде чем клиент сможет преодолеть свой страх и стереотипы привычного поведения, которая проявляется в восприятии арт-терапевтической работы как невартої взрослого человека «детской игры» или, наоборот, как нечто, что очень напоминает «художественную деятельность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» рисунков. И та и другая тенденция оказываются в клиентов довольно часто в начале работы.
Постепенно, по мере того, как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутреннего комфорта, а атмосфера арт-терапевтического кабинета воспринимается им как особая, отличная от той, что его как правило окружает. Клиент начинает работать более естественно с восторгом. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, такие как чувство гнева, вины, потери и т.п.
Все это время арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе и негативных эмоций. Арт-терапевт, время от времени задавая разные вопросы, старается не объяснять, но «прояснять» все, что делает клиент. Тем самым он обращает внимание на скрытый смысл его собственных действий. Устанавливается закономерная связь между характером изобразительной деятельности клиента, опытом его детства, актуальными взаимоотношениями с окружающими и проблемами на данном этапе жизни.
Иногда арт-терапевтический процесс может проходить с некоторыми трудностями. Время клиент может проявляться растерянным, когда не знает, с чего начать работу. Он перебирает и исследует различные изобразительные материалы, некоторое время не находя для себя необходимых. В определенные моменты он может не проявлять желание что-либо создавать. Иногда, создав за определенный промежуток времени несколько работ, он прекращает дальнейшую деятельность и испытывает потребность обратиться к тому, с чего он начал, или последовательно просмотреть все свои рисунки. Также он может пытаться уничтожить свои работы - как законченные, так и незавершенные.
Индивидуальная арт-терапевтическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях - несколько месяцев или даже лет. Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, что отражают положительную динамику арт-терапевтического процесса.
Групповая арт-терапия
Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время используются очень широко, причем не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной сфере.
М.Лібманн подчеркивает, что групповая арт-терапия:
- позволяет развивать ценностные социальные навыки;
- связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как ролевое поведение влияет на взаимоотношения с окружающими;
- повышает самооценку и приводит к укреплению личной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Различия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:
- предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственностью участников группы, меньшую степень их зависимости от арт-терапевта;
- во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к группових норм.
Основная цель групповой арт-терапии заключается в определении изменений в состоянии и социальном поведении участников группы. Существует несколько вариантов групповой арт-терапии, которые различаются между собой, главным образом, по степени группового взаимодействия и структурированности:
- студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная);
- аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности);
- тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности).
Участники неструктурированных арт-терапевтических групп хотя и встречаются в определенное время в общем помещении, работают совершенно самостоятельно, им не предлагается никаких общих тем и инструкций для выполнения работы. Структурированные группы предполагают наличие инструкций или правил, которые добавляют изобразительной работе участников определенную направленность.
Студийная открыта группа
Слово «открыта» в названии этой группы обозначает отсутствие постоянного состава. На любом этапе в группу могут присоединиться новые участники. «Студийной» эта группа называется потому, что условия ее работы напоминают нечто художественную студию. Она является одной из наиболее ранних форм арт-терапевтической работы; как правило, предполагает использование недирективного подхода, что предоставляет максимум “свободы” каждому участнику и учет его индивидуальных особенностей. Занятия в таких группах проводятся от одного до нескольких раз в неделю. Продолжительность сессий варьируется в среднем от полутора до двух с половиной часов.
Аналитическая закрытая группа
Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в названии означает, что в течение всего времени состав группы остается постоянным.
Аналитическая группа является комплексным видом работы, сочетающий в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию. Групповые аналитические сессии очень динамичны и содержат в себе на различных стадиях глубокое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение. Участников такой группы отличает высокий уровень независимости и умение сохранять собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия, а иногда и ход групповой работы, самостоятельно решая, в какой форме и когда в нее включаться.
Группа рассчитана, главным образом, на работу с лицами, имеющими определенные психологические или социальные проблемы; с семьями, различными небольшими сообществами людей, объединенных по каким-либо признаку (расовому, этническому, половому, возрастному и т.п.), в работе с правонарушителями, в ряде случаев с лицами, которые проходят лечение от алкогольной или наркотической зависимости.
Работу аналитической группы можно разделить на 4 основных этапа. Первый этап отличается пассивностью участников, которые ориентируются на лидера (арт-терапевта). Изобразительная продукция выполняет защитную функцию, что проявляется, в частности, в потребности участников высокой оценки своих работ со стороны лидера и в стремлении использовать “изобразительные клише”.
Второй этап характеризуется повышением тревожности и психического дискомфорта участников. Может проявляться враждебность отдельных клиентов друг к другу так же, как и симпатия и идеализация; наблюдаться импульсивные реакции, агрессивные выпады против лидера и даже попытка отдельных участников оставить группу. Самооценка участников группы снижается, некоторые могут отрицать собственные творческие возможности.
На третьем этапе формируется «культура» группы, что способствует продуктивной работе.
Четвертый этап нередко характеризуется усилением тревожности, защитных тенденций участников группы. Могут иметь место депрессивные переживания или, наоборот, эйфория. Клиенты, стремясь преодолеть страх расставания, формируют пары.
Помещения для работы аналитической группы имеет, как правило две зоны: «грязную», предназначенную для изобразительной работы, и «чистую» - для обсуждений.
Тематически ориентированная группа
Тематически ориентированная группа по сравнению со студийной и аналитической, как правило, предполагает большую степень структурированности, что достигается, главным образом, за счет использования тем, которые касаются общих интересов и проблем участников. В большинстве случаев тематически ориентированные группы является полуоткрытыми: некоторые участники на определенном этапе могут покидать группу, в любой момент она может пополняться новыми членами.
Существуют различные причины предоставления преимущества тематически ориентированным группам, а именно:
- клиенты имеют определенные трудности и растерянность, особенно в начале работы;
- много клиентов вообще не имеют опыта арт-терапевтической работы, ориентируются на свои впечатления от школьных уроков рисования;
- клиенты чувствуют себя слишком напряженно в группе;
- имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы, которые заставляют более четко формулировать задачи и темы работы, отражающие специфические проблемы группы;
- необходимо сплотить группу;
- нужно предоставить группе выбор, для того, чтобы настроить ее на решение тех или иных проблем и задач работы;
- нужно активизировать взаимодействие между участниками группы;
- надо вывести людей из погружения в свои проблемы и побудить к более активной совместной работы.
Группа структурирует не только за счет использования тем, что имеют характер индивидуальных или групповых задач» с соответствующими инструкциями для их выполнения, но и за счет распределения общего времени сессий на отдельные этапы:
- ввод и «разогрев» (занимает примерно от 10 до 25% времени сессии);
- изобразительная деятельность - «выполнение» темы (от 30 до 40%);
- обсуждение и завершения сессии (от 35 до 40%).
Введение и «разогрев» предполагают знакомство и подготовку участников к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Арт-терапевт должен объяснить основные правила поведения в ходе сессий, иногда он может согласовывать эти правила с группой (он просит не опаздывать и посещать все сессии, проявлять взаимное уважение, воздерживаться от разговоров и замечаний, которые могут препятствовать другим). Арт-терапевт объясняет основной характер арт-терапевтической работы, ее цель и задачи.
Следующий «разогрев» представляет собой различные способы настройки на изобразительную деятельность.
Этап изобразительной деятельности предполагает выбор темы и ее последующую разработку с помощью изобразительных приемов. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться характером группы. Так, арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, ориентируясь на состав группы.
Конечно темы распределяются по нескольким основным группам:
- темы, связанные со знакомством с изобразительными материалами;
- «общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;
- темы, связанные с исследованием системы отношений образа «Я»;
- темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;
- темы, которые предполагают совместную изобразительную деятельность участников группы.
В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участниками группы. После выбора темы участники приступают к ее «раскрытие» и «разработки» с помощью изобразительных средств, как правило, не разговаривая. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку могут вывести автора из состояния погруженности в творческий процесс и помешать искреннему выражению его чувств.
Этап обсуждения и завершения сессии. Обсуждение происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно представляет собой рассказ участников о свою изобразительную деятельность или комментарии к ней. Клиенты не просто описывают нарисовано, они пытаются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изобразительным продуктом и его содержанием. При этом каждому предоставляется возможность высказаться, иногда внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Целесообразно устраивать ретроспективные обсуждения (при постоянных занятиях один раз в две недели) с показом и комментариями серии работ того или иного участника, выполненных за определенный период времени, что может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора - до глубокого осмысления своего опыта.
При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздерживаются от комментариев и оценок, но могут ставить вопрос автору. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более подробного обсуждения работ друг друга с выражением собственных впечатлений, чувств, мыслей.



Назад