Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

1.3. Некоторые особенности арт-терапевтической деятельности


Условия для проведения открытых сессий:
- постоянство. Атмосфера безопасности в группе нередко разрушается появлением «случайных» членов. Для поддержания стабильных условий работы необходимо по возможности одно неизменное помещения, проведение сессий в определенные дни недели в то же время, постоянство ведущего группу специалиста; использование определенного набора изобразительных материалов и столов, соблюдение оговоренных правил поведения;
- расположение изобразительных материалов. Все материалы разлагаются на одном столе и клиенты имеют возможность выбирать те, которые им понравились, или намного лучше когда материалы розложені на индивидуальных столах;
- тишина - одно из требований студийного подхода. В начале сессии необходимо обратить внимание клиентов на то, что тишина является знаком уважения и позволяет сконцентрироваться на своем деле. Разговоры о повседневных проблемах нежелательные в ходе занятий, однако, беседы с отдельными клиентами в начале встречи иногда помогают им включиться в работу и преодолеть растерянность, связанную с отсутствием образов или, наоборот, их избытком;
- соотношение вербального общения и изобразительной деятельности. Обсуждение строятся в форме высказываний клиентами своих ассоциаций с выполненными работами. После этого может наступить затишье, когда уже сказанное может побудить к созданию новых рисунков;
- проблема «открытых дверей» - признаки свободного выбора входить в помещения и оставлять его, она несет положительный смысл. «Открытые двери» особенно важны для тех клиентов, кому трудно сконцентрировать свое внимание, кто боится входить в помещения и, прежде чем присоединиться к группе, предпочитает постоять и посмотреть, чем занимаются другие.
Клиентов арт-терапевтической группы можно разделить на три основные группы, а именно:
- инсайт-ориентированные клиенты. Они способны к выражения и обсуждения переживаний в художественной форме;
- клиенты-“художники”. Им нравится рисовать, они стремятся создавать художественно выразительные работы и обычно они чувствуют себя спокойно и удовлетворенно от творческого процесса. Арт-терапевту необходимо просто находиться рядом с ними и тем самым способствовать процессу оформления образов в законченное художественное произведение;
- клиенты, участие в работе группы по неким причинам возбуждено. Они приходят на сессию, но затрудняются при создании рисунков, или создают хаотичные, нелепые изображения. Они не способны самостоятельно рассуждать, чувствуют враждебность или хаос.
В смешанной группе арт-терапевт в течение одной сессии должен сочетать в себе сразу несколько ролей. Он может одновременно выступать:
- партнером - для инсайт-ориентированных клиентов, стремящихся самостоятельно объяснять свои рисунки, требуют поддержки и понимания с его стороны;
- молчаливым свидетелем - для клиентов-«художников», которые стремятся придать более совершенную художественную форму своим обидам и передать в рисунках свой опыт;
- фасилитатором - для клиентов, имеющих связанные с рисованием затруднения или страх, или воспринимающих свою художественную продукцию как бессмысленную.
Арт-терапия способствует удовлетворению потребностей в:
- саморозумінні и положительном принятии самого себя;
- эмоциональной поддержке и самосовершенствовании;
- общении, обмене опытом и принадлежности к группе;
- одиночества и самодостаточности;
- признании собственных слабостей;
- выражении социально неприемлемых чувств и мыслей в атмосфере терпимости и принятия;
- освоении новых форм опыта, а также в соотнесении собственных чувств и мыслей с реальностью;
- признании и понимании другими, а также в том, чтобы быть самим собой.
- Занятия художественным творчеством в группе позволяют:
- создать условия для регулярных встреч участников;
- объединить людей на основе творчества;
- поддержать и развить творческие интересы;
- сформировать определенный «рабочий стереотип»;
- иметь инструмент для выражения чувств и мыслей;
- использовать отличные от вербального общения средства коммуникации;
- создать социальный контекст, что позволяет в образном виде раскрыть внутренний мир человека;
- оценить своеобразие своего взгляда на мир через групповое обсуждение;
- создать предпосылки свободного самовыражения, без страха быть осмеянным или подвергнутым критике.
Атмосфера арт-терапевтической работы является важным фактором создания у участников группы ощущение безопасности, необходимого для изобразительной деятельности. Автор часто хорошо понимает, какие элементы его работы значимые, избегает их обсуждения. Поэтому пока между участниками группы и арт-терапевтом не будут установлены надежные отношения, фокусировка на социальных аспектах деятельности (использование обратной связи между участниками группы и подчеркивание их достижений) помогает снизить тревогу и внушить уважение к личности участников. Лишь после этого от них можно ожидать большей открытости.



Назад