Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

1.5. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической деятельности


Существует несколько способов регистрации арт-терапевтической деятельности:
- формализованный бланк;
- подробное описание по схеме (в основном для тематически ориентированных аналитических групп);
- хронограма групповой арт-терапевтической деятельности.
Формализованный бланк заполняется на каждой сессии как при проведении индивидуальной, так и групповой арт-терапии. Он содержит следующие пункты:
- Ф.И.О. клиента (или участников группы);
- дата и время сессии;
- тема;
- материалы, которые использовали участники группы;
- высказывания клиента или участников группы в ходе работы;
- особенности невербального выражения («язык тела») в ходе работы;
- взаимодействие между участниками группы (для групповых форм работы);
- отношение к работе;
- процесс изобразительной деятельности (этапы создания образа);
- описание изобразительного продукта, его предполагаемый содержание (с точки зрения арт-терапевта);
- осознание содержания изобразительного продукта самим клиентом (формальное объяснение).
Подробное описание по схеме используется преимущественно при групповых формах работы и содержит:
- Ф.И.О. участников, что отсутствовали;
- ведущие (арт-терапевт, ассистент);
- дата и время сессии, которая сессия по счету;
- цель занятия;
- тема, упражнения, задания;
- общая атмосфера в группе в начале, в середине, в конце сессии, общий характер взаимодействия (ощущение ведущего);
- что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как принимали участие в обсуждении);
- какова была участие арт-терапевта и ассистента в работе группы, их взаимодействие;
- итоги сессии, план дальнейшей работы.
Хронограма групповой работы связана с использованием заранее подготовленного бланка, который заполняется на каждой сессии. На бланке имеется несколько кругов, расходящихся от центра, их число соответствует количеству участников группы, включая арт-терапевта и ассистента. Каждый круг разделено на 3 сектора, что обозначает этапы сессии. Сектор № 1 - начало сессии (введение и «разогрев»); сектор № 2 - основная часть сессии; сектор № 3 - ее завершающий этап. Арт-терапевт обозначает круга именами участников группы и кратко записывает в соответствующих секторах том, что каждый из участников делал или говорил на определенном этапе сессии. Приводится и краткое описание изобразительного продукта. Взаимодействие между участниками группы и арт-терапевтом отображается системой условных обозначений в пространстве между кругами: «плюс» обозначает позитивную коммуникацию (проявление симпатии, поддержки), «минус» - негативную коммуникацию (проявление агрессии, антипатии, попытки помешать работе). Коммуникация может быть как односторонней, так и двусторонней.
Кому нікації между отдельными участниками может вовсе и не быть.

2

В большинстве случаев способы регистрации дополняются небольшими рисунками, которые выполняет арт-терапевт. Все рисунки сохраняются в течение нескольких лет.
Кроме регистрации арт-терапевтической работы существуют также различные методы ее оценки, в частности: вместе с ассистентом; вместе с группой; вместе с другими специалистами.
Оценка арт-терапевтической работы вместе с ассистентом предполагает обсуждение ряда вопросов:
- Был ли проявление положительных эмоций у участников группы, который был степень их увлечение работой, а также степень их кооперации и открытости?
- Были ли негативные чувства, выявленные в ходе работы, и насколько адекватно они были приняты лидерами (арт-терапевтом и ассистентом), участниками группы?
- Были ли проявления «незавершенных переживаний» в отдельных участников группы и какой способ их «завершения» был использован?
- Насколько успешной была взаимодействие арт-терапевта и ассистента?
- Что получили участники группы от работы?
- Был ли результат работы положительным, то есть имел ли он развивающий эффект?
- Были ли решены основные задачи арт-терапевтической работы с данной группой?
Анализ арт-терапевтической работы вместе с группой предполагает периодическое опроса каждого участника для выяснения:
- оценки общей атмосферы в группе, характера взаимодействия между участниками, степени их увлечение работой;
- оценки степени собственного интереса к тому, что происходит, основных чувств, связанных с работой, достигнутых результатов или отмеченных изменений в собственном состоянии;
- предположений или пожеланий относительно дальнейшей работы.
Иногда арт-терапевт использует для опрос анкета, которая заполняется участниками для статистического анализа.



Назад