Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

2.1. Арт-терапия для детей и подростков


Арт-терапия призвана помочь ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения.
Одна из особенностей ребенка заключается в том, что она в большинстве случаев имеет трудности в вербализации своих проблем и переживаний. Для нее природная невербальная экспрессия, в том числе и изобразительная. Это проявляется особенно значимо, если ребенок имеет речевые нарушения. Переживания и чувства детей непосредственнее и поживее «звучат» в изобразительной продукции, чем в словах. Отраженные в ней, они доступны для восприятия и анализа.
Следует учитывать детскую фантазию и склонность к игровой деятельности. В арт-терапевтическом кабинете необходимо создавать особую атмосферу для игры и творчества, подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы как основу индивидуальной и групповой арт-терапии.
Существенно и то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности является для ребенка более важными «партнерами» коммуникации, чем арт-терапевт.
Стоит учитывать и то, что игровое пространство, изобразительный материал и образ является для ребенка средствами защиты психического и саморегуляции, к которым она прибегает в тяжелых для себя обстоятельствах. Это, в частности, связано с возможностью изобразительного образа достаточно длительное время «удерживать» аффекты, не давая им «выплеснуться» наружу. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным «контейнером» («накоплением»), внутри которого сложные чувства сохраняются до тех пор, пока детское сознание не сможет их «увидеть» или «принять».
Арт-терапевтические методы успешные также в работе с аутичными детьми. Вербальный контакт с ними крайне затруднен. Они “уходят в себя”, а их деятельность носит ритуальный, стереотипный характер. Попытки изменить эти стереотипы, как правило, вызывают сильную тревогу и даже агрессивную реакцию. Арт-терапия позволяет в некоторой степени получить доступ к переживаниям таких детей, активизировать их, а в некоторых случаях и способствовать развитию практических навыков. Стоит учитывать и то, что в некоторых случаях аутичны дети проявляют особые способности к рисованию.



Назад