Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

2.2. Структура проведения арт-терапевтического занятия с детьми


Первый этап - настройка
Начало занятия - это “настройки на творчество”. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. При этом можно использовать игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» («каракули тела», «каляки»), техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий» (см.). При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.
Второй этап - актуализация визуальных, аудіальних, кинестетических ощущений
На этом этапе можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабі и др.) влияет на настроение человека, улучшает ее самочувствие, стимулирует ее волю к выздоровлению, помогает активно принимать участие в лечебном процессе. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Необходимо изменить или исключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. Можно совмещать арт - и танцевально-двигательную терапию.
Третий этап - индивидуальная изобразительная деятельность
Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанной творчества. Более того, занятия визуальным искусством, по мнению английского арт-терапевта С. Скейфі, способствуют раскрытию внутренних сил человека. Таким образом, человек невербальной языке сообщает о своих проблемах и чувства, учится понимать и анализировать свои эмоции. По утверждению Е. Крамер, продукт изобразительной деятельности сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.
Участники занятий, как правило, различаются по степени готовности к экспрессии, к контакту с арт-терапевтом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки, поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важный процесс спонтанной творчества, эмоциональное состояние «рисовальщика», его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап предусматривает занятия косвенную диагностику. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с критериями известных проективных методик (см.). Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов. При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности, ее потребность в сокрытии травматических переживаний, желание контролировать эмоции. На первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами, и только в мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными. Как правило, дети с высокой личностной и ситуативной тревожностью сначала рисуют простым карандашом, многократно исправляя изображение, а только потом раскрашивает его. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и стремление творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить настроение и психическое состояние.
Принято считать, что пластические материалы (глина, пластилин, тесто) в наибольшей степени подходят для выражения сильных переживаний, агрессивных чувств, страхов.
Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть неуверенность, ситуативная тревожность, связанную с отсутствием художественного таланта. Коллективная работа над созданием коллажа способствует прояснению взаимоотношений в группе.
Четвертый этап - активизация вербальной и невербальной коммуникации
Главная задача этого этапа состоит в создании условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о ней. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к арт-терапевта, от личностных особенностей ребенка. Если она по каким либо причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать. Можно предложить участникам составить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами «Жил себе человек, похожий на меня...». Такое начало облегчает вербализации внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценности и интересы, отношения с окружающими.
Пятый этап - коллективная работа в малых группах
Участники придумывают сюжет и проигрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных ощущений, эмоций.
Шестой этап. - рефлексивный анализ
Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Необходимо присутствие элементов спонтанной «взаїмотерапії» в виде доброжелательных высказываний, позитивного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапевтической сессии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Дети получают положительный опыт самоуважения и самовосприятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». В завершение необходимо подчеркнуть успехи всех и каждого в отдельности.



Назад