Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

2.3. Методика обсуждение детских рисунков Вайолет Оклендер


Изобразительная деятельность позволяет достичь состояния психического комфорта, при этом художник превращается в «зрителя». Независимо от того, рисует ребенок или придумывает истории, она осуществляет «перевод» информации из эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим меняется ее отношение к прошлому, травматического опыта и собственных психических недостатков.
Число методов, облегчающих детям выражения своих чувств при использовании рисования бесконечно. Независимо от того, какие именно техники ребенок и арт-терапевт выбирают для своих занятий, основная цель арт-терапевта заключается в том, чтобы помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Работа с ребенком - процесс, который требует осторожности и деликатности; процесс, при котором то, что происходит в душе арт-терапевта, взаимодействует с тем, что происходит в душе ребенка. Рисование, даже без вмешательства арт-терапевта, - это мощное средство самовыражения, что помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств ребенка. При этом арт-терапевтический процесс может проходить следующие стадии:
- арт-терапевт старается, чтобы ребенок делилась своими ощущениями и впечатлениями, возникающими при рисовании. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя;
- на более глубоком уровне самопознания ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей рисунка, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей;
- арт-терапевт просит ребенка описать картинку так, будто картинкой является она сама, с использованием слова “Я”;
- выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировали с чем-нибудь;
- в случае необходимости ставят ребенку вопросы, чтобы облегчить ей выполнения задания: “Что ты делаешь?”, “Кто пользуется тобой?”, “Кто тебе ближе всех?”. Это помогает “входить” в рисунок вместе с ребенком и открывать различные пути установления отношений между ребенком и арт-терапевтом;
- на этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка, проводится работа со специфическими частями рисунка, особенно если у ребенка достаточно энергии или вдохновение;
- ребенку предлагается вести диалог между двумя частями ее рисунка, двумя касательными или противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, или линия вокруг квадрата, счастливая и печальная сторона образа);
- арт-терапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, предлагая собственный вариант рисования картинки;
- осуществляется наблюдение за внешними проявлениями поведения ребенка: особенностями оттенок голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознание чего-либо;
- арт-терапевт работает над идентификацией, помогая ребенку “отнести к себе” то, что она говорит, описывая картинку или ее части;
- на этом этапе рисунок откладывается, и “прорабатываются” реальные жизненные ситуации или рассказы, что “вытекают” из рисунка;
- арт-терапевт выясняет, нет ли пробелов или пустых мест на рисунках, и обращает на это внимание;
- арт-терапевт останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным.
Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровый непрерывное развитие ощущений, тела, интеллекта ребенка - это основа ее чувства “Я”, которое позволяет устанавливать контакты с окружением и людьми в этом окружении. При этом дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности.
С.Валкер перечисляет 5 основных форм игры, что только применительно к арт-терапевтической работы и могут использоваться с целью:
- психологической оценки и постановки диагноза;
- установление отношений с ребенком;
- вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
- осмысление символического материала, который воспринимается как опасный;
- формирование у ребенка новых интересов, на которые она сможет опираться в повседневной жизни и которые могут помочь ей в дальнейшем психосоціальному развития.



Назад