Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

2.4. Арт-терапия в работе с детьми, перенесших сексуальное насилие


Понятие сексуального насилия, независимо от того, происходит ли оно однократно или повторяется в течение некоторого времени, обозначает совокупность преступлений - от демонстрации перед ребенком половых органов и к осуществлению с ней полового акта. В наиболее тяжелых случаях оно может сопровождаться угрозами или садистскими действиями. Как правило насильник знакомый ребенку и использует свой авторитет для принуждения к половому контакту. Таким образом ребенку наносится физическая и психическая травма, страдает система ее социальных отношений.
Непосредственными последствиями насилия является переживание ребенком чувство страха, тревоги, депрессии, гнева, неприязни, заниженной самооценки, нередко сопровождающиеся нарушениями сексуального поведения. Долгосрочные последствия насилия могут выражаться в психических расстройствах, соединенных с самодеструктивними тенденциями, токсикоманией, расстройствами питания, депрессией, тревогой, чувствами социальной изоляции, трудностями при установлении отношений с окружающими и сексуальными отношениями.
Использование визуального канала коммуникации имеет ряд преимуществ. Словесное описание по разным причинам часто представляет серьезную проблему: ребенок может не иметь соответствующего запаса слов для выражения того, что относится к сфере сексуальных отношений взрослого, насильник мог напугать ребенка расправой за разглашение преступления.
Изобразительная деятельность помогает восстановить чувство собственного достоинства, оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств.
Интенсивный характер отношений при индивидуальной психотерапии создает для клиента потенциально опасную ситуацию, способную провоцировать травматический опыт. Доверие ребенка к арт-терапевта может возникнуть при наличии четких границ и структуры психотерапевтических отношений, а также при безусловном принятии детских переживаний и изобразительной продукции.
Для подростков индивидуальная арт-терапия может быть неэффективной через присущее им негативное отношение к взрослых и социальных авторитетов, поэтому работа в группе со сверстниками подходит им в большей мере.
Свободный выбор изобразительных материалов усиливает веру ребенка в свои силы и контроль над ситуацией. Возможность создавать беспорядок, используя изобразительные материалы, очень важна для детей, перенесших сексуальное насилие. Время это поведение может выражаться в нападении на арт-терапевта или в стремлении испачкать кабинет. Возможно смешивание красок, использование воды или другой жидкости, а также добавление к ним других материалов. Ребенок, как правило, стремится сохранить подобный раствор в течение нескольких недель, закрывая такую смесь в какой-либо емкости. Иногда дети называют такой раствор «ядом» или «лекарствами». Они могут накладывать один слой краски на другой, заворачивать материалы в бумагу или ткань, а затем разворачивать их.
Некоторые дети могут портить «хорошие» или «чистые» рисунки, закрашивая их, сжигая или протыкая их. Эта тенденция определенным образом связана с тем, что жертвы насилия сами склонны его делать.
Раскраска ладоней рук, а также лица передает пережитый ребенком состояние «внутреннего загрязнения» и «хаоса». По этой же причине некоторые дети очень настороженно относятся к нанесения краски на свою кожу, и процедура ее смывки представляет для них особую значимость. Они нередко просят арт-терапевта помочь им помыться, видимо для большей уверенности в том, что они «чистые».
Таким образом, работа с материалами зачастую отражает повторное переживание ребенком нанесенной травмы и обеспечивает восстановление психической чувствительности.



Назад