Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

3.1. Арт-терапевтическая работа с людьми пожилого возраста


Взаимодействие арт-терапевта с людьми преклонного возраста требует учета целого ряда психологических, социальных и физиологических факторов. Специфическими задачами арт-терапевтической работы при этом является преодоление социальной изоляции, повышение самооценки человека преклонного возраста, создание условий для актуализации ее жизненного опыта, признание ценностей, реализация ней своего творческого потенциала. Несомненную, значимость имеет социальный контекст, в котором реализуется работа такого рода, в частности, нередкая одиночество и изолированность людей преклонного возраста, их беспомощность, относительная ограниченность материальных ресурсов общества для помощи им. В нашей стране к этому добавляется крайне слабое развитие системы гериатрических и психогеріатричних услуг, а также существующие социально-психологические стереотипы восприятия старых людей как «балласта» общества.
Арт-терапевтическая работа с лицами этой группы может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, больницах, интернатах и др. медицинских и социальных учреждениях.
Арт-терапевтическая работа с ними может проводиться по-разному, но, как правило, предпочтение отдается ее групповым формам. Допускается участие лиц пожилого возраста в смешанных группах, однако, в ряде случаев целесообразно формировать группы исключительно из людей преклонного возраста - так можно сосредоточиться на их специфических потребностях и проблемах и учесть возрастные требования. Особенностью старых клиентов является, в частности, их быстрая утомляемость. Поэтому групповые занятия должны быть непродолжительными, проводиться, по возможности, по утрам и иметь длительные перерывы. Необходимо учитывать и такие вероятные факторы, как слабость зрения и слуха, тугорухливість суставов и т.п. Компенсировать эти недостатки в определенной степени могут дополнительное освещение, большие кисти или мела. Следует принимать во внимание и выражено в разной степени снижение памяти и интеллекта, возможное нарушение речи.
Методы работы с людьми пожилого возраста
Как на индивидуальных, так и групповых занятиях можно использовать упражнения для подготовки пациентов к работе, чтобы мобилизовать их внимание, а в группе - сблизить ее членов совместными действиями. А именно, упражнение «передача письма» ценна тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может стать предметом для критики. Арт-терапевт просит участников группы что-нибудь нарисовать (это может быть композиция или знакомый всем образ). Через десять минут каждый должен передать свой рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет в изображение и передает его дальше по кругу до тех пор, пока оно не вернется до своего первого автора.
Техника «завершение карлючок» удобна тем, что позволяет людям начать работу не с белого листа. На отдельных листах арт-терапевт рисует разные извилистые линии, среди которых нет повторяющихся, а затем передает изображение участникам группы и просит их превратить линию в образ. Затем пациенты показывают друг другу свои рисунки и обсуждают их.
Приступать к работе лучше с простого задания, например, «напиши свое имя» - клиентам предлагается изобразить свои имена в произвольно выбранных стиле и форме. Большинство людей не напрягается при этом и может проявить себя творчески уже в самом начале занятия.
Для стимуляции общения можно использовать технику коллажа из цветной бумаги и ткани.
В индивидуальной работе арт-терапевт просит показать на рисунке тот или иной сюжет из их жизни. Можно использовать технику совместного рисования. Много людей пожилого возраста имеют определенные трудности при рисовании: оно напоминает им о детские годы и кажется «несерьезным занятием». Иногда они думают, что таким изощренным образом арт-терапевт проверяет степень их «глупости» поскольку знают о слабости своей памяти. Однако, многие-кто все-таки находят изобразительную работу очень важной для себя, потому что она предоставляет им возможность реализовать то, что они долго в себе «заглушали», всю жизнь занимаясь «практически значимыми делами», не давая выхода своим чувствам и не оказывая значение такому понятию как «личностный рост». Люди этой возрастной группы имеют потребность в возврате к прошлому для того, чтобы увидеть содержание в собственной жизни.
Некоторые арт-терапевты, что работают со старыми, хотели бы наблюдать очевидные приметы улучшения состояния своих пациентов. То есть арт-терапия представляется им как процесс создания красивых картинок для украшения стен. Если их пациенты, занимаясь арт-терапией, не обнаруживают признаков вдохновения и счастья, то они проявляют явное недовольство и раздражение. Недовольство постепенно приводит к враждебности. Старых людей надо воспринимать такими, какие они есть, и не ожидать от них обязательного отражения в рисунках счастливых воспоминаний и чувств. Пожилые Люди не всегда будут готовы показывать свои работы другим: они, возможно, захотят скрыть их от окружающих или даже уничтожить, поскольку в этих работах отражается их беспомощность.
Сентиментальное умиления и стремление опекать - еще одна глубоко деструктивная форма отношение к старым. Она унижает их достоинство и усиливает зависимость от окружающих.



Назад