Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

3.2. Арт-терапия в работе с правонарушителями


Прежде всего важно подчеркнуть, что в реальной жизни правонарушители далеко не всегда соответствуют тому образу, что созданный средствами массовой информации; среди них много «обычных» людей - мужчин, женщин, подростков и взрослых, людей веселых и добродушных, раздраженных и агрессивных. Они совершают преступления из самых разных причин, и порой очень трудно понять, что же на самом деле подтолкнуло их к криминалу.
Опыт свидетельствует: заключении человека под стражу мало способствует изменениям в ее поведении и не приводит к ее реабилитации.
Большинство центров дневного пребывания для правонарушителей использует различные формы работы, среди которых есть и изобразительное искусство. В некоторых центрах осознают, что занятия изобразительной деятельностью может стать важным инструментом коммуникации и работы с личностью правонарушителя.
Использование арт-терапии основано на таких же принципах, что и с другими группами клиентов. Правонарушители могут заниматься арт-терапией как индивидуально, согласно личных программ, так и в группах, использующих темы, значимые для всех участников. В таких группах изобразительная деятельность дополняется комментариями, на основе которых затем разворачивается дискуссия.
Техника «рассказы в картинках» помогает человеку воссоздать цепочку обстоятельств и поступков, что кончились преступлением, представить свой взгляд на нее. Это способствует осознанию альтернативных вариантов развития событий, которые не имели бы таких тяжелых последствий. Кроме того, становятся очевидными некоторые стереотипы криминогенного поведения, осознать которые очень сложно, если использовать только вербальные средства коммуникации. Данная техника имеет особую ценность в работе с лицами, имеющими определенные трудности в вербальном описании событий или своих чувств.
После получения согласия заниматься арт-терапией, несколько занятий, как правило, используются для оценки личности правонарушителя. Необходимо построить индивидуальный план работы и выделить приоритетные задачи. Поскольку правонарушение является причиной назначения наказания, оно становится первоочередной темой обсуждения. Именно на этой стадии необходимо использовать изобразительные методы. Клиенту предлагается воспользоваться техникой «рассказы в картинках», чтобы рассказать арт-терапевту о том, что случилось, и о том, как он сам это воспринимает.
В начале работы клиент нуждается в помощи - или через неуверенность в своих художественных возможностях, или через то, что ему трудно вспомнить и объяснить то, что произошло. Создание серии рисунков предполагает диалог между арт-терапевтом и клиентом, направленный на получение как можно больше информации о правонарушениях.
Когда серия рисунков закончена, арт-терапевт и клиент вместе ее обсуждают. Клиент нередко начинает чувствовать себя действующим персонажем, что находится в центре событий, а не только «жертвой обстоятельств».
Задача арт-терапевтической работы - «раскрыть» и доказать логику тех или иных ранее неосознанных поступков. Чем лучше клиент-правонарушитель станет понятным для самого себя, поймет влияние собственной личности на окружающих, тем больше он будет способен к осознанию своей социально опасного поведения.



Назад