Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

4.1. Особенности формирования и развития экономической мысли раннего западноевропейского средневековья


Формирование и развитие экономической мысли раннего западноевропейского средневековья определялись распадом Римской империи, созданием новых политически-этнических сообществ, утверждением христианства и новых хозяйственных отношений. Это повлияло на экономическое мировоззрение, который проявлялся в системе религиозных учений, экономической политике и т.п.

Иллюстрацией этого может быть творчество Аврелия Августина (святого Августина), который родился 13 ноября 354 г. в городке Татасті в Алжире и умер 28 августа 430 г. Признав христианство, он написал почти 100 произведений в 232 книгах, подал самое обстоятельное толкование христианских ценностей в мировой литературе и за это был признан святым.

Святой Авґустин, конечно, не анализировал сугубо экономические проблемы, но высказывал по поводу их немало дельных мыслей в духе социальной доктрины христианства. Он был за примирение между властью и подданными. Аврелий Авґустин критически относился к стародавньоримських рабовладельческих порядков. Об этом свидетельствует его "Исповедь", где он утверждал, Что каждому обязанности и права определил творец. "Бог, - пишет Авґустин, - одним поручил одно, а другим - нечто другое, в зависимости от обстоятельств и времени, хоть как одни, так и другие подчиняются той самой справедливости. Отсюда выходит, что послушание своим обладателям - это общее условие человеческого общества".

Таким образом, в своих правах и обязанностях люди не равны, но все они равны перед Всевышним. Равенство в неровности - такое мнение проводит святой Авґустин. Такая концепция, смягчая общественные отношения, отвечала переходным формам зависимости от рабовладения к другим формам подчиненности. "Я, - твердил Авґустин, - слышу голос Бога моего и его приказ: "Пусть не обременяют ваших сердец обжорство и пьянство". Конечно, никто не должен судить нас за еду и напитки, "и тот, кто ест, не должен зазнаваться тем, кто не ест, а тот, кто не ест не должен судить того, кто ест".

Не возмущение, а примирение отстаивал святой Авґустин. "...Господь, Ты, что разделяешь по своему обыкновению радости и силу, позволь также, чтобы родилась с земли правда, чтобы с высоты неба вспыхнула справедливость... Поділімся с голодными куском хлеба, дозвольмо зайти под нашу крышу беззащитному нищей, зодягнім голого и не гордуймо нашими соплеменниками".

Научись делать добро! - основной лейтмотив "Исповеди" Августина. Эта мысль нашла отражение и конкретизацию в других памятниках той эпохи, в частности, в "Салічній правде", которая составлена по короля франков Хлоддвіга в конце V - в начале VI в. Она дает возможность познать хозяйственный строй и экономический быт франков. Право на собственность, расслоение общества, другие аспекты жизни нашли отражение в этом ценном документе раннего средневековья. Например, в "Салічній правде", четко сформулированы возможные наказания за кражу рогатого скота, свиней, овец, собак, птиц, пчел.

В статье о нанесении вреда сказано: "Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, или какую-нибудь мелкий скот, не должен бить ее до неузнаваемости. Если он это сделает сознательно, обязан вернуть стоимость, а скотину взять себе. Если же не признается и будет обвинен, осуждается к уплате 600 динаров...". Штраф назначала "Салічна правда" за разрушение чужой ограждения; если свободная девушка полюбила раба, то становится рабыней. "Салічна правда" предусматривала и смертную казнь за некоторые преступления, признавала рабство, оберегала все виды собственности и т.д.

Иначе говоря, "Салічна правда" - это мощный документ регулирования правовых и экономических отношений середины i тыс. н. э. Ценными источниками развития экономической мысли являются королевские капітулярії, то есть наставления ведения хозяйства. В частности, часто упоминается капітулярій о виллы, поместья, который был создан в начале IX в., по мнению многих исследователей, королем Карлом Великим. Некоторые считают, что этот капітулярій составил сын Карла Великого Людовик Благочестивый.

Капітулярій о виллы начинается так: "Желаем, чтобы наши поместья, которым мы определим обслуживать наши потребности, полностью служили нам, а не другим людям". Если наши люди совершат будь-какой вред кражей, то пусть это полностью вернут. Конечно, задача поместья заключалось в том, чтобы производить в надлежащем количестве продукт для королевского двора. Об этом должен заботиться управляющий поместьем, правила поведения, обязанности которого были четко очерчены. При мельницах предстояло держать кур и гусей. Это касалось и житниц, водоемов и т.д. "Каждый управляющий, - отмечалось в капітулярії, - если ему нужно поставить что-нибудь к нашему дому, должен быть ответственным за то, чтобы все поставки были в хорошем и качественном состоянии, а также добротно и чисто подготовлен".

Капітулярій требовал сохранить заповедные леса и поляны, не давать полям зарастать лесом, хорошо обрабатывать поля и луга охранять, хранить все многообразие птиц (павлины, фазаны, утки, голуби, куропатки, горлицы). Каждый управляющий поместья должен иметь хороших строителей, мастеров по золочению, сапожников, столяров, оружейников, рыбаков, птицеловов, мыловаров, пивоваров и др. Важным требованием было фиксировать все доходы и расходы королевского двора, остатки от хозяйства на отдельных списках. Это был своеобразный баланс доходов и расходов поместья.

В то время функционировали и другие капитуляции, обычно локального назначения, их содержательное наполнение мало различалось между собой. Кроме того, экономическая мысль, кроме указанных, имела и другие формы проявления.



Назад