Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

4.1. Танец и терапия искусством


“Танец - это живой язык, на котором говорит человек...
Танец требует прямого общения,
потому что его носителем и посредником является сам человек,
а инструментом выражения - человеческое тело”
Мэри Вігман

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее влияние на индивидуальную и групповую сознание известны с давних времен. Как часть ритуалов танец был одним из мостов между “хаосом и космосом”, воплощением единства и многообразия отношений между человеком и окружающей средой.
Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой стороны - является совместным продуктом” развития в XX веке современного танца и психотерапии. Выделяют три области применения танцтерапії:
- танцтерапія больных (клиническая танцтерапія) - в данном случае, танцтерапія чаще используется как вспомогательная терапия, рядом с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40-х гг. нашего века;
- танцтерапія людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) - один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных проблем клиентов. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также требует достаточно длительного срока для достижения устойчивого положительного результата;
- танцтерапія для личного развития и самосовершенствования - это занятие для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом познания себя, своих особых индивидуальных качеств, возможностью расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.
Как “работает” танцтерапія? Что она может дать нам?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень “тихая” язык - едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, на что мы просто не замечаем. У каждого тела есть свои “любимые” (точнее, привычные) позы, жесты, особенности походки, присущие именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык. Одно из основных задач танцтерапії заключается в том, чтобы научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У каждого человека есть образ своего “я”, который выражен в образе тела. Стереотипы, порожденные воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются в нашей жизни и в нашем теле. У людей есть ограничения, страхи и нереализованные желания, которые выражает тело. Поэтому танец - это также и взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. Через танец мы можем:
- более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений;
- выразить те чувства, которые мы не умеем и боимся выражать;
- реализовать те желания, которые нам пока страшно ли неловко воплотить;
- найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.
Таким образом, танцтерапія работает в трех отраслях:
- наше тело, его возможности и ограничения (“Что несет в мир мое тело?”);
- наши представления о себе самих, расширение и раскрытие этих представлений (“Кто я?”);
- наше взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений (“Кто ты и что мы можем вместе?”).
Жизнь тела выступает зеркалом сознания. В танце становятся явные, видимые различные качества и внутренние конфликты личности, ее неповторимость и ограниченность. Рудольфа фон Лабана выделяет различные категории движения - пространство, время, вес, течение.
Пространство - как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую “свое” пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мной освоены и используются, а какие - нет?
Время - какой ритм более органичный для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, осознанным, напуганным? Могу ли я овладеть разнообразие ритмов?
Вес - насколько я чувствую свой вес, а следовательно, опору, поддержку, связь с землей?
Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу держать определенный ритм и стиль движения? Как часто и какие части тела “выпадают” из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?



Назад