Электронная онлайн библиотека

 
 Арт-терапия в социальной сфере

4.2. Сказкотерапия


Сказкотерапия - лечение сказками, совместное с клиентом открытия тех знаний, которые живут в душе и психотерапевтическими в данный момент.
Сказкотерапия - процесс поиска смысла, расшифровки знь о мире и системы взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия - процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочного смысла к реальности.
Сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия - процесс экологического обучения и воспитания детей.
Сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и окружающего мира.
Сказкотерапия - раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особой сказки.
Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут проявиться потенциальные возможности личности, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны [1].
Целью сказкотерапии подведение человека к осознанию своей внутренней сущности, своего единства и неповторимости, к ощущение гармонии с собой и миром. В процессе сказкотерапии человек учится воспринимать себя таким, какой он есть, осознавать себя и других людей, каждого, как неповторимую индивидуальность. В каждом человеке существует потребность в самовыражении, которая в основном, остается неудовлетворенной, что порождает внутренний конфликт.

СКАЗКОТЕРАПИЯ: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

- В основе психологической проблемы часто лежит незаконченность, незавершенность. Человек останавливается перед тем, что ее пугает, возвращаясь много раз до того самого, доходя до самого страшного. Это может быть остатком психологической травмы, когда индивид снова и снова возвращается к ее началу, доходит почти до кульминации - и тут останавливается, вытесняет, просыпается. Клиент считает, что если страшное место пройти, наступает хорошая концовка, появляется свет и проблема решается, человек остается живым. Жизнь означает продолжение, приход нового дня после завершения старого. Все это подчеркивает важность подключения самих клиентов к составлению терапевтических метафор. Нельзя придумать для другого человека сказку, которая имеет для него большее значение, чем метафора, придуманная ею для себя. Поэтому, учитывая природу проблемы и темперамент клиента, его можно попросить завершить метафорическую сказку, начатую терапевтом.
- Первостепенную важность представляет начало сказки, он должен быть правдивым. “Главным героем сказка пытается сделать самого слушателя”. А для этого надо коротко и ясно описать ему сущность его жизни. Хороший слушатель - это тот, кто пытается себя узнать. Слушатель, особенно ребенок, становится героем, и дальше разделяет его судьбу. Таким образом, идентификация позволяет говорить о сказку не только как об описание поведенческих возможностей, но и как о довольно активное, хотя и недирективне, внушения.
- Важной особенностью сказки является и то, что в ходе ее рассказа происходит трансформация. Кто маленький и слабый в начале в конце превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Описываются истории о путешествии героя, о новых помощников, о смерти и воскресении, о победе и воссоединения. В результате расширяется область сознательного, что уже само по себе дает целебный эффект.
- В основе сказок лежат обряды инициации - сконцентрированы процессы превращения ребенка во взрослого.
- В общем волшебная сказка описывает процесс достижения героем цели, которую может описать только он, с помощью поездки в тридевятое царство и использования волшебных помощников. Другими словами, человек делает переход от проблемного состояния к желаемому путем подключения ресурсов, обычно до некоего степени подсознательных. При этом трансформация касается не внешнего окружения, а изменяется сам индивид.
- Одной из особенностей психотерапии является умение перемещать внимание. Нередкое улучшение наступает просто потому, что фокус внимания смещается с одной проблемы на другую. И только когда человек доходит до глубинной сути нынешнего затруднения, консультант указывает на личную ответственность: “Теперь ты сам”. И далее помогает, потому что, как правило, в процессе консультирования посетитель идет “туда - не знаю куда и ищет то - не знаю что”.
- Почти всем способам решений можно подобрать пары, противоположность. “Мгновенно” - “постепенно”, “для других” - “для себя” и т. д. Именно оперирования противоположностями способно максимально усилить человека, расширить, подтолкнуть ее к новым решениям и поведенческих сценариев. Всегда можно найти обычные стратегии и попробовать необычные.


Подсознание грубо и неотесанно.
Мало того: оно многолико.
Шире, чем мы можем себе представить.
Плюс беспринципно, как будто создано в расчете не на одну узколобую жизнь,
А на десяток людей в разных обличьях.
Разве это не ужас, что мы можем настроиться на любую музыку?

СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Большинство сказок имеют единую структуру при разнообразии содержания. В сказке легко заменить Иван-царевича на Золушку или Мальчика-с-пальчика, Жар-птицу на молодильные яблоки или царевну, серого волка на птичью перышко - и структура сказки, ее сюжет и окончания не изменятся.
Т.Д.Зінкевич-Євстігнєєва разработала модель сказки, - некоторую единую схему для большинства сказок. В поисках сказочных инвариантов создала понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, обусловленный с точки зрения ее значимости для хода действия. Выделяют 31 функцию действующих лиц:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Отлучка. едут родители; царь идет на войну.
2. Запрет. “Не заходи только в десятую комнату”.
3. Нарушение. Побежала Аленка на улицу, заигралась.
4. Выведывание. Стала ведьма узнавать...
6. Подвох. Волк последовал голос мамы-козы.
7. Пособничество. Царевна съедает предложенное яблочко.
8. Вредительство или недостаток. Схватили гуси-лебеди Ивасика, царь заболел тяжелой болезнью.

ЗАВЯЗКА

9. Посредничество. “Иди, Аленка, братика искать...”
10. Противодействие. “Позволь мне, царь, попытать счастья...”
11. Отправления. Царевич отправился в дорогу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

12. Первая функция дарителя. Стала Баба-Яга выспрашивать.
13. Реакция героя. “Ты бы меня сначала накормила...”
14. Получение волшебного средства. Дал дед Ивану коня; “Скажи: по-щучьему велению...”
15. Перемещение в другое царство. Долго ли шла Аленка, коротко ли...
16. Борьба. Стал Иван сразиться со Змеем.
17. Клеймения. Роздряпав ему Змей всю шею.
18. Победа. Завертелся Кощей и умер.
19. Начальное бедствие или недостаток ликвидируется. Вышла к Ивану с підземілля Царевна.
20. Возвращение. Сели на ковер-самолет, полетели домой.
21. Погоня. Бросились гуси-лебеди вдогонку.
22. Спасение. Бросила она зеркальце, разлилось море.
На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действует лжегерой (чаще всего брат ли брать главного персонажа). Первая его часть новое вредительство аналогично функциям 8-14. 8а. Лжегерой похищает достижение. 11а. Герой снова отправляется на поиски. 14а. Герой снова находит волшебное средство. Далее при таком развитии появляются новые функции:
23. Невпізнане прибытия. Приехал в родной город, но домой не пошел, стал учеником портного.
24. Необоснованные притязания. Генерал заявляет царю: “Я - змеев победитель”.
25. Трудная задача. “Кто поднимет змеиную голову...”
26. Решение. Подошел Иван, только коснулся...
27. Узнавание. Он показал заветное колечко.
28. Разоблачения. Рассказала все царевна, как было.
29. Трансфігурація. Искупался Иван в молоке, вышел лучше прежнего.
30. Наказание. Посадили служанку в бочку...
31. Свадьба, воцарения. Получил Иван царевне и полцарства.
Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено, и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменный. Неизменными определили и набор ролей, то есть действующих лиц, имеющих свой круг действий - одну или несколько функций. Этих ролей шесть: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель.

ИНТЕРЬЕР СКАЗОЧНОГО МИРА

• Некое бедствие сначала и счастливый конец.
• Наличие помощников и вредителей.
• Предательство родных.
• Трансформация героя - до конца сказки он не такой как сначала, он крепнет и становится значимым.
• Другое царство, которое десь далеко, там другие законы, и там есть нечто очень нужное, за чем приходится туда идти.
• В то время, как герой трансформируется, другие персонажи остаются более-менее неизменными, и именно другое царство не меняется.
• 3 иного царства приносится клеймо, оценка о том, что герой там побывал.
• Герой один. При всех друзьях и помощниках он идет один и женится потом один.
• Побеждает “дурак” и лентяй.
• Минимальный срок, за который герой может ничего достичь, - “пока семь пар сапог не износится”.
• Предопределенность. Дракон заранее знает, что его убьет именно этот герой, уже заранее известно, куда надо пойти, что сделать; кто, кому, что скажет, и что нужно отвечать.
• Запрета нарушаются, приказы выполняются, герой чаще слушается, чем наоборот.
• Отсутствие выбора.



Назад