Электронная онлайн библиотека

 
 Этика социальной работы

Тема 1. “Этика социальной работы” как составляющая подготовки социального работника


Основные вопросы:
1. Объект, предмет, цель и задачи курса.
2. Этика как наука о морали.
3. Профессиональная этика и ее особенности. Этика социального работника.

*****

Этика (греч. Ethika, от ethos - обычай) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, которая возникла как часть философии. Термин “этика” предложил Аристотель для определения философского учения о морали.
Этика как философская наука изучает мораль, выясняет место морали в системе общественных отношений. Ее задача традиционно видели в создании идеальной модели человеческих отношений. Мораль - одна из форм общественного сознания, система взглядов и представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей. Она строится на силе убеждения, общественного мнения, традиций, авторитетов. Этика означает систему моральных норм поведения человека любой социальной или профессиональной группы. Этика изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему моральных ценностей и традиций. Она устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, моральную ценность поступков.
Профессиональная этика - одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности. Поэтому во профессиональной этикой понимают науку о профессиональную мораль как совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, которые отражают суть профессии и обеспечивают взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекают из содержания их профессиональной деятельности. Наряду с этим, профессиональная этика - это моральное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Поэтому профессиональная этика может рассматриваться двояко:
- как разновидность общей морали, что имеет специфические черты, которые оговариваются видом и типом деятельности, то есть является научной дисциплиной, которая изучает профессиональную мораль;
- как теория нравственности, что существует в профессиональной среде.
Основными задачами профессиональной этики являются:
- систематизация накопленного в процессе исторической практики опыта, характерного для данного вида деятельности,
- обобщение и совершенствование его согласно совершенствования данного вида деятельности.
- влияние на сознание специалиста с целью усовершенствования его как личности и профессионала;
- содействие более полному и эффективному решению профессиональных задач.
Этика в социальной работе - одна из неотъемлемых составляющих ежедневной деятельности. Знание теоретических основ, законодательных предпосылок способствует в наиболее эффективном решении проблем. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, обязательное и творческое применение их в ежедневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.
Этика социальной работы - учение о моральные основы профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи инвалидам, семьям, социальным группам и общинам, усилению и восстановлению их способности к функционирования и создания благоприятных условий для достижения этих целей, морально-этических норм поведения специалистов по социальной работе, работников социальных служб. Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании населения.
Объект изучения этики социальной работы - профессиональная мораль специалистов.
Предмет - этические отношения, возникающие в процессе работы, нравственное сознание и этические действия социального работника.
Цель - обеспечение и поддержание содержания и сути профессиональной деятельности, которые согласуются с социальной потребностью.
Задача этики социальной работы:
- нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений;
- формирование соответствующей этической сознания специалистов социальной сферы.
Профессиональная этика социального работника определяет его ролевую позицию и отношение с другими людьми, включая клиентов и коллег. Это набор обязательств, которые соответствуют этой ролевой позиции, и положений о этическую ответственность за выполнение своей социальной роли.
Этика социальной работы выступает составной философской науки о роли нравственных начал в деятельности работников социальных служб и имеет большое значение для практики социальной работы. Как философско-социологическое знание, играет уникальную роль в формировании профессионально-этического образа специалиста.
Этика социальной работы целесообразно рассматривать как науку о моральные ценности поступков и поведения социального работника в отрасли деятельности, а мораль, соответственно как требования, которые предъявляются к его реальной поведения в процессе выполнения им служебных обязанностей и построения взаимоотношений с клиентами и их окружением.
В практической деятельности социальная работа требует использования:
- нравственных идеалов, определяющих общие основные направления ее деятельности;
- правил ежедневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовывать моральные нормы и принципы.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.
2. Веретенко А.А. Становление профессии социального педагога в Украине / / Практическая психология и социальная работа. - 2001. - №4. - С. 21-22.
3. Этика социальной работы: принципы и стандарты (Принято Международной федерацией социальных работников (МФСП) / / Социальная политика и социальная работа. - 1998. - №4. - С. 67-75.
4. Коваль Л.Г., Зверев И.Д., Хлєбік С.Р. Социальная педагогика / социальная работа: Учеб. пособие. - К.: ИЗМН, 1997.
5. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Мищик Л.И. Социальная педагогика: Учеб. пособие. - К.: ИЗМН, 1997.
7. Обучение социальной работе в России. Программы и техно-логии. Ч. 1. Социальная работа: наука и профессия. - М., 1997.
8. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
9. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. - М., 1998.
10. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993.
11. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. М.: Политиздат, 1975.



Назад