Электронная онлайн библиотека

 
 Этика социальной работы

Тема 2. Профессиональная этика социального работника


Основные вопросы
1. Причины этической регламентации социальной работы.
2. Категории этики социального работника
3. Функции этики социальной работы и их характеристика.

*****

Необходимость в этической регламентации профессионального поведения и деятельности возникает тогда, когда в соответствии со спецификой деятельности от представителей профессии требуется повышенная моральная ответственность, что регламентируется дополнительными, более жесткими нормами поведения и когда не действуют вообще или слабые внутренние императивы, которые определяются не только сутью и содержанием профессии, но и ценностными ориентациями и высокими моральными принципами ее представителей.
Основными причинами этого явления являются:
1. Общее падение духовности и нравственности, потеря позитивных ценностных ориентаций.
2. Низкий статус и престиж социальной работы.
3. Отсутствие хорошо разработанной собственной системы социальной работы с учетом менталитета народа.
4. Значительная зависимость социальной работы от внешних институтов, что обусловливает невозможность разделения системы ценностей, которая исповедуется государством, местными органами власти, по состоянию экономики.
5. Отсутствие соответствующей этической регламентации.
6. Необходимость этического ориентированности деятельности социального работника:
- в глазах коллег и общества;
- невозможность использования результатов деятельности против людей;
- стремление не дискредитировать социальную работу;
- невозможность применения принципа «цель оправдывает средства» в социальной работе;
- взаимосвязь между деятельностью социального работника и ее конечным результатом
7. Необходимость умения социального работника понимать клиента, сопереживать, быть чутким, деликатным что обусловливается:
- своеобразием социальной работы;
- серьезностью проблем в жизни клиентов;
- сочетанием в лице социального работника высокого уровня профессиональной квалификации и особых духовных качеств;
- чувством высокой моральной ответственности, готовности к выполнению своего долга.
8. Высокий уровень индивидуализации труда в связи с автономностью в работе социального работника (деятельность осуществляется преимущественно “один на один”), необходимостью владения особыми навыками и четкого соблюдения этических норм и правил поведения.
9. Творческий характер деятельности социального работника (понимание и восприятие сути профессии; невозможность формализовать все процессы).
Этика социальной работы, как и любая другая наука, имеет свои основные категории.
Категория (с греч.) - утверждение, основная и общая признак; общее фундаментальное понятие данной науки.
До категорий этики социальной работы относятся: этическая сознание, этические отношения, этическая действие и профессиональный долг.
Отношение - категория, которая отражает один из объективных моментов взаимосвязи вещей. Отношение отражает взаимообусловленность компонентов действительности в процессе развития. Этические отношения этики социальной работы существуют в типах и формах.
2

Сознание - отношение к миру через систему знаний. Благодаря сознанию человек в процессе деятельности не только получает информацию о современное, но и предсказывает будущее, не только отражает доступное, но и конструирует должное. Исходным пунктом человеческого отношения к миру является превращение его в соответствии с человеческих потребностей, что выливается в форму деятельности - создание идеальной модели желаемого будущего, определение цели и средств, разработка программы деятельности. Благодаря сознания человек способен воспроизводить действительность через мышление, подвергая идеальном испытанию разнообразные модели возможных ситуаций.
Этическая сознание социального работника - отражение социального бытия и деятельности, которое возникает в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о необходимую (соответствующее) поведение и деятельность. Особая форма осознания специалистом социальной необходимости приобретает специфический морального основания: поведение и деятельность рассматривается не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.
Моральные нормы, регулирующие профессиональную поведение, и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции.
Функция - внешнее проявление свойств некоего объекта в данной системе отношений.
Функции этики профессиональной работы определяются значительным количеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

Основные функции этики социальной работы

Оценочная дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение, действия, цели, задачи участников процесса, их стремления, намерения, выбранные средства достижения цели и конечные результаты
регулятивная регулирует поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и отвечали сути профессии
организационная служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга
Руководящая средство социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
мотивационная средство формирования социально и профессионально положительных мотивов деятельности
координирующая обеспечивает сотрудничество всех участников процесса предоставления социальной помощи клиенту, которое строится на основе доверия и взаимной помощи
регламентирующая направляет и обуславливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту
воспроизводящая позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношение социальных работников между собой и с клиентами на основах морали
Воспитательная средство воспитания и совершенствования личности социального работника, его клиента и социального окружения клиента
коммуникативная средство коммуникации между специалистами и их клиентами
оптимізуюча способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его нравственности
стабилизирующая способствует стабилизации всех типов отношений, в которые вступает социальный работник
раціоналізуюча облегчает социальному работнику выбор целей, методов, средств воздействия, наиболее эффективного и сприйнятливого с точки зрения профессиональной морали решение
превентивная предостерегает, защищает социального работника от поступков и действий, наносящих ущерб клиенту и обществу
прогностическая позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их нравственное развитие
Разрешение противоречий способствует избежанию, решению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами
информационная приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали
Социальная способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе
соціалізуюча служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системы ценностей и морали


Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. 1. Социальная работа: наука и профессия. - М., 1997.
3. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
4. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. - М., 1998.
5. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. М.: Политиздат, 1975.
6. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993.
7. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. - М.:СТИ, 2000.
8. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.



Назад