Электронная онлайн библиотека

 
 Этика социальной работы

Тема 3. Этические принципы в социальной работе


Основные вопросы
1. Взаимосвязь принципов социальной работы и принципов этики социальной работы.
2. Принципы этики социальной работы как основные требования к поведению социального работника.
3. Толерантность в деятельности социального работника. “Декларация принципов толерантности”.

*****

С философской точки зрения понятие “принцип” (с лат. - начало, основа) имеет два значения: 1) основное, исходное положение любой теории, учения, концепции и др.; ведущая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на явления, которые определяют норму поведения.
Принципы социальной работы тесно взаимосвязаны с этическими аспектами данной профессии и предусматривают наличие соответствующих личностно-моральных качеств (милосердие к людям, любовь к людям, народов, культур, доброжелательность, бескорыстие, честность и открытость, рациональность организации помощи; понимание, а не осуждения клиента, привлечение его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, предохранения его личного достоинства и чести, принятие его таким, какой он есть; соблюдение конфиденциальности, отсутствие любой предвзятости в отношении клиента и т.п.).
Основные принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей ежедневной деятельности, изложенные в “Международной Декларации о этические принципы социальной работы” (приложение 1) и профессионально-этических кодексах ассоциаций социальных работников отдельных стран.
В своей работе социальный работник должен руководствоваться принципами профессиональной этики - наиболее общими требованиями, которые выражают основные направления поведения специалиста относительно того или иного субъекта отношений, возникающих в процессе социальной работы.
Принципы профессиональной этики социального работника:
1. Соблюдение разумных интересов клиента - социальный работник должен заботиться о принесении блага для своего клиента и общества.
2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества результаты его деятельности. Представитель социальных служб должен выступать с позиций возможного, целенаправленного, необходимого и желаемого результата. Нельзя требовать ответственности социального работника за отдаленные результаты совместных действий с клиентом и их последствия: связь может быть прерван, клиент может использовать результаты совместной деятельности в решении своих насущных проблем.
3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий является проявлением уважения прав человека. Исходя из этого, необходимо выяснять не только проблемы клиента и его потребности, видение проблемы, конечного результата; все действия нужно хорошо обосновать и аргументировать. Клиент имеет право отказаться от них в любой момент, если его взгляды изменились.
4. Принятие клиента таким, каким он является предусматривает личностный подход, учет индивидуальных психологических особенностей, возможностей. Иногда тактику взаимодействия можно строить таким образом, что кроме решения социальной проблемы параллельно будет осуществляться коррекционное воздействие на личность.
5. Конфиденциальность - основной принцип социальной работы и профессиональной этики социального работника. При необходимости сотрудничества с целью решения проблемы сообщение любых сведений возможно только с согласия клиента. Все участники должны быть предупреждены о необходимости соблюдения конфиденциальности.
6. Принцип доброжелательности является основой нравственной культуры социального работника, отражением и проявлением любви к людям. Соблюдение этого принципа позволяет осуществлять руководство действиями клиента, тактично и корректно указывать на ошибки и недостатки.
7. Принцип бесполезности предусматривает не только выполнение социальным работником должностных инструкций, а и приложения всех усилий и использования всех ресурсов для решения конкретной проблемы. Бескорыстие проявляется относительно клиента, поскольку он не оплачивает услуг специалиста. Отношения социального работника и клиента не могут строиться на основе любой материальной заинтересованности.
8. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и клиента является основой для доверия и уважения в отношениях. Предусматривает полную осведомленность клиента относительно результатов совместных действий, объяснения причин неудач и планов относительно исправления ошибок и достижения поставленной цели.
9. Полнота информирования клиента о применяемые действия способствует активизации его личностного потенциала. Соблюдение данного принципа предполагает уважение прав клиента и его достоинства; уменьшает возможность бездействия или совершения ошибочных действий со стороны клиента.
10. Отсутствие каких-либо предрассудков и предвзятости в отношении клиента является обязательным условием налаживания взаимоотношений сотрудничества между социальным работником и клиентом. Взгляды, мировоззрение социального работника и клиента могут не совпадать, но не могут быть причиной для того, чтобы социальный работник считал своего клиента неполноценным, унижал в правах, оскорблять и т.д. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требует дело или просит клиент, но должен уважать точку зрения своего оппонента.
Принципы социальной работы и профессиональной этики социального работника предусматривают уважение к личности и прав клиента, принятие его таким, каким он есть, гибкость в подходах и т.д. Все это тесно связано с пониманием толерантности в социальной работе.
Толерантность (от лат. tolerans (tolerantis) - терпеливый) - терпимость к чужим мнениям и верованиям. Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года была принята и провозглашена “Декларация принципов толерантности”.
Толерантность в социальной работе является чрезвычайно важной и направлена на избежание любой предвзятости. Социальный работник обязан поддерживать и способствовать утверждению прав человека, демократии, следовательно, отказаться от догматизма, абсолютизации определенных убеждений. Это означает признание различий людей, но невозможность навязывание отдельных взглядов, убеждений. Важным является воспитание на принципах толерантности, что способствует укреплению терпимости, развития навыков критического мышления и направлено на противодействие негативным воздействиям

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999.
2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
3. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
4. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. - М., 1998.
5. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. - М.:СТИ, 2000.
6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.



Назад