Электронная онлайн библиотека

 
 Этика социальной работы

Тема 4. Морально-нравственная культура социального работника


Основные вопросы
1. Моральная норма как составляющая морали и нормативная регуляция социальной работы.
2. Моральное сознание социального работника.
3. Критерии нравственности в социальной работе.
4. Моральное поведение социального работника.

*****

Моральная норма - форма моральных требований, которые регулируют поведение людей через общие предписания и запреты, которые распространяются на однотипные поступки. В социальной работы моральной нормой является общая содержательная требование к поведения и деятельности социального работника в его отношении к субъектов социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливая во всех ситуациях и обстоятельствах.
Согласно проекту “Профессионально-этический кодекс социального работника Украины” “моральная норма - устоявшаяся требование к поведения и деятельности социальных работников в отношении субъектов и объектов социальной работы”. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.
Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и такие, что требуют от специалиста определенной, социальное необходимой и профессионально обусловленной поведения. Норма профессиональной морали может иметь различную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные (специфические) нормы профессиональной морали социального работника.
Моральные нормы являются основой этический кодекс социального работника.
Морально-этические нормы и правила социальной работы должны:
- регламентировать профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника;
- регламентировать деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения;
- регламентировать взаимоотношения с другими институтами.
Поэтому в этических нормах социальной работы должны отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые диктуются специфическими условиями и содержанием его деятельности.
Основой нравственного сознания и личности социального работника выступает нравственность, которая рассматривает поведение и деятельность с точки зрения их моральной ценности. В формировании нравственного сознания социального работника значительную роль играет профессиональная моральное сознание.
Моральное сознание социального работника включает три компонента.

3

Нравственные знания существуют в форме отражения объективного мира в сознании человека через понятия, суждения, теории и т.д. Знания выступают руководством к действию при условии превращения их на убеждение, что предусматривает сочетание информативной стороны с направленностью, стимулом к действию. Нравственные знания приобретаются в процессе обучения через ознакомления с сутью нравственности, ее содержанием, функционированием в обществе, системе ее требований и санкций за отклонения от установленных норм. Нравственные знания позволяют социальному работнику сравнивать собственные моральные нормативы с профессиональными, социально значимыми и соответственно корректировать свою моральную позицию.
Моральные убеждения - основная нравственная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в и почему, основанная на определенной идеи и мировоззрении. Является высшей ступенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку в их основе лежит глубокая и многосторонняя оценка личностью известных ей моральных норм, проверка их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом.
Моральные убеждения:
- требуют от специалиста умение посмотреть на свою работу с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что обязан сделать;
- определяют теоретическую и практическую готовности специалиста к профессиональной деятельности;
- выступают основой для его сознательного отношения к своей поведения и действий в практике социальной работы;
- участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.
Нравственные знания, которые стали уже моральными убеждениями социального работника, формируют моральную потребность. Потребность - состояние человеческой личности, социальной группы или общества в целом, что выражает необходимость в чем и является движущей силой их активности.
Нравственная потребность - самая высокая степень морального сознания социального работника, которая характеризуется наличием морального потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдения требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, она согласно этических принципов организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этично сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдения требований профессиональной этики становится устойчивой качеством личности, значительным фактором, который мобилизует ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства.
Высокий уровень развития морального, этического сознания и моральных качеств социального работника дают ему моральное право занимать ведущее положение социального работника в отношениях с клиентом.
Измерение соответствии морального сознания социального работника моральным представлениям и ценностным ориентациям массовых этических суждений выступает уровень нравственности профессионала. Уровень нравственности социального работника должен быть выше среднего, поскольку только это дает ему право общаться с человеком, что попала в беду. Высокий уровень нравственности человека предполагает способность понимать другого человека, помогать тактично, без упреков и мо рализации.
Одним из аспектов оценки деятельности специалистов в области социальной работы, социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности и моральных требований, которые относятся к социальной работы, является их соответствие критериям нравственности.
Под критерием нравственности понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как смысле моральных требований к профессиональной поведения и действий. Критерии нравственности в социальной работе носят двусторонний характер.

4

Моральное поведение социального работника определяется определенными моральными и душевными качествами социального работника. Их формирование происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, преобразования в процессе деятельности в убеждения и потребности. Наличие соответствующего морального поведения и моральных качеств способствуют повышению уровня общественной нравственности и, таким образом, решению ряда социальных проблем.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.
2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001.
4. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. - М., 1994.
5. Динамика ценностей в социальной работе / Под ред. Шардлоу С. - пер. с англ. Поляковой Г. - К., 1996.
6. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. 1. Социальная работа: наука и профессия. - М., 1997.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
9. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
10. Работа с клиентами социальных служб / За ред. З.Г.Зайцевої. - К., 1994.
11. Словарь по этике / Под ред. Кона И.С. - М., 1981.
12. Соловьев В. Морально-этические проблемы социальной работы / / Социальная политика и социальная работа. - 1998. - №4. - С. 56-66.
13. В одном Г.П. Личностно-профессиональные особенности социальной работы. / / Работник социальной службы. - 2001. - №1. - С. 33-37.
14. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. - М.:СТИ, 2000.
15. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.


Назад