Электронная онлайн библиотека

 
 Этика социальной работы

Тема 5. Проблемы деонтологии в деятельности социального работника


Основные вопросы
1. Деонтология социальной работы. Принципы деонтологии социальной работы.
2. Профессиональный долг и профессиональная повинность (обязательства).
3. Обязанность социального работника и его личностный осознание.
4. Понятие ответственности. Ответственность социального работника и ее типология.

*****

Деонтология (с греч. учение о должное) - раздел этики, что рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как определение учение о надлежащее поведение, поступки, образ деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл, рассматривая обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле - в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.
С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах. Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.
Учение о должное является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» значительно более узкое понятие «профессиональная этика». Если этика раскрывает суть профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии ярко выражено соотношение моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалистов.
Относительно социальной работы деонтология - это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального обязанности социального работника. Деонтология социальной работы - это комплекс норм, предписаний и распоряжений о долге и профессиональную повинность (обязательства), о все типы ответственности социального работника.
Деонтология социальной работы основывается на принципах:
- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
- компетентности специалиста;
- рационального подхода к решению поставленных задач;
- соответствия полномочий и ответственности;
- правовой регламентации деятельности;
- подотчетности;
- инициативы и творческого подхода;
- организованности и дисциплины;
- контроля и проверки выполнения;
- критического подхода к оценке деятельности, своих возможностей и клиента;
- доверие и свободы действий;
- поощрения и наказания и другие.
Деонтология непосредственно связывания с профессиональным долгом. Обязанность - это преобразование требований нравственности, общих для многих людей, в личное задача человека, сформулированное относительно его положения и ситуации, в которой она находится в данный момент. Если в моральных требованиях выражено отношение общества к личности, то обязанность - это отношение личности к обществу. Личность здесь выступает активным носителем определенных моральных обязательств перед обществом, профессиональной группой, как субъект осознает и реализует их в своей деятельности.
Категория «профессиональный долг (повинность, обязательства)» выражает моральные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллег, клиентов и их социального окружения и является отражением внутренней, нравственной необходимости выполнения своих обязанностей, соблюдение определенной линии поведения, которая диктуется прежде всего внешним по отношению к личности специалиста интересами.
Осознание социальным работником своего профессионального долга - это отражение его объективных обязательств в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и в воплощении их в практической ежедневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.
При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним моральным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг - как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, что диктуется потребностями достижения блага в системе "человек-среда" - для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, поэтому он осознает обязанность как необходимость, внутреннюю потребность, моральное обязательство. Требования профессионального долга, что стали внутренними убеждениями социального работника, является ведущим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.

5

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает юридические и профессиональные требования, установленные для него обществом, возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Наряду с этим, он действует:
- свободно, поскольку принятая обществом система нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени соответствуют его внутренним стремлением и представлениям о добре и зле,
- сознательно, поскольку решение поступить так или иначе принятое им самостоятельно или в результате консультации с коллегами и клиентом в меру осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из большого количества вариантов возможных решений;
- добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждениям и доминирующим мотивом деятельности специалиста в ежедневной практике.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
- высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;
- четкое знание своих профессиональных обязательств, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
- профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
- глубокая убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
- сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
- заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
- высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к надлежащего поведения;
- наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Если обязанность социального работника заключается в том, чтобы осознать, применить к конкретного положения, в котором он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или какой мере человек виновен в его невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность социального работника - это соответствие моральной деятельности специалиста его обязанности, что рассматривается с точки зрения возможностей человека.
Условно деонтологію социальной работы можно рассматривать с точки зрения, которые субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответственно выделяют следующие типы ответственности.
1. Ответственность и обязанности социального работника перед обществом и государством. Требуют от социального работника использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств, соблюдение социальным работником установок принятой государством социальной политики. Обязанность предусматривает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основе понимания работником целей и задач профессии и социального содержания его деятельности.
2. Ответственность и обязанности социального работника перед профессией. Социальные работники в профессиональной деятельности утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую область жизнедеятельности, необходимую для благополучия и стабильности общества и государства. Обязанность заключается в заботе о повышении престижа и статуса социальной работы.
3. Ответственность и обязанности социального работника перед коллективом (коллегами). Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Обязанностью социального работника по коллектива и коллег подчинения и согласованности своих действий и поведения с едиными для всего коллектива целями, оказания поддержки, взаимопомощи коллегам.
4. Ответственность и обязанности социального работника перед клиентом и его близкими. Социальный работник обязан приложить максимум усилий для решения проблемы клиента, эффективного выполнения профессионального долга. Профессиональный долг социального работника заключается в содействии наиболее полной самореализации личности клиента.
5. Ответственность и обязанности социального работника перед самим собой. Социальный работник должен выполнять свои профессиональные обязанности в первую очередь для реализации личного внутреннего потенциала. Обязанность социального работника - поддержка своих профессиональных чести и достоинства, стремление завоевать высокий авторитет, постоянно профессионально и нравственно совершенствоваться.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.
2. Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная этика. [Пособие]. - К.:РИА «Триумф», 1994.
3. Динамика ценностей в социальной работе / Под ред. С.Шардлоу - Пер. с англ. Поляковой Г. - К., 1996.
4. Котов Д.П. Профессиональный долг. - М., 1979.
5. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
6. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. 1. Социальная работа: наука и профессия. - М., 1997.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.
8. Основы социально-медицинской работы: Учеб. пособие. Вып. 1. - М., 1998.
9. Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. 1993.
10. Canadian Social Work. - Volume 1, (1) Fall. - 1999.
11. Словарь по этике / Под ред. Кона И.С. - М., 1981.
12. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / Под ред. Панова А.М. - М., 1998.
13. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993.
14. Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. - М.:СТИ, 2000.
15. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М., 1998.
16. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. М.: Политиздат, 1975.


Назад