Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

1.1. Эволюция научного определения требований к менеджеру


В теории и практике управления нет четко определенных требований к менеджерам - качеств, необходимых руководителю организации. И не смотря на то, что такие науки, как психотехника, психометрія внесли определенный вклад в разработку методов оценки личных качеств человека, в управлении преобладает бессистемное использование анкет, методов, тестов и др.

Какие же качества менеджера оцениваются?

Американские специалисты определяют, что руководитель организации отвечает за семь "men": men (люди), methods (методы), money (деньги), machines (оборудование), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).

Проблемы качеств, необходимых руководителю, уже давно исследуются в управленческой науке. Еще Ф. Тейлор хотел определить качества идеального руководителя. Он определял: ум, образование, специальные и технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, розміркованість и здравый смысл, крепкое здоровье.

А. Файоль описывает руководителя так:

"Первое условие, которому должен отвечать руководитель крупного предприятия, - быть хорошим администратором, т.е. быть способным предвидеть, организовывать, координировать и контролировать. Второе условие заключается в том, чтобы председатель предприятия был компетентным в специальной технической функции, которая характерна для данного предприятия. Другие качества и знания, которые желательно было видеть во всех важнейших руководителей предприятия, заключаются в следующем:

1) здоровье и физическая сила;

2) интеллектуальность и разумное мышление;

3) моральные качества: розміркована воля, твердость и настойчивость и, если необходимо, смелость, чувство ответственности; чувство долга и заботы о общий интерес;

4) высокий уровень общей культуры;

5) общее управление по всем наиболее существенных функциях." Керженцев П.М. дает такой перечень требований к руководителям предприятий:

1. Руководитель должен быть надежным, уравновешенным, справедливым.

2. Он имеет творческое, но трезвое представление. Талантливый лидер должен уметь создавать проекты для будущего, но он практический идеалист, который не только мечтает о новые творческие пути, но и действительно может осуществлять новое. Он думает и живет в будущем.

3. Руководитель обладает способностью здравого смысла. Он знает, могут ли осуществиться его идеи. Когда он создает планы для будущего, он проявляет не только представление, но трезвую сообразительность.

4. Каждый руководитель должен иметь мужество. Много лидеров потерпят неудачу потому, что они очень трусливый и хотят всем понравиться. Хороший руководитель твердо и непреклонно отстаивает свое мнение против инертности и суеверие.

5. Чувство юмора - существенная качество для руководителя. Он должен понимать, что многие положения может скорее улучшить смехом, чем слезами.

6. Способность понимать людей дает возможность руководителю поставить себя на место подчиненных и найти справедливое и удовлетворяющий всех выход из затруднительного положения.

7. Руководитель должен быть восприимчив, то есть улавливать любую информацию по всем вопросам, которые относятся к сотрудничеству со своими коллегами по работе и подчиненными.

8. Руководитель должен иметь организаторские способности, необходимые технические знания в своей области работы, быть вежливым.

В 1970 г. Западноевропейский центр управления провел опрос 407 руководителей из шести западноевропейских стран в отношении качеств руководителя. Результаты опроса таковы:

  • 58% сказали, что главным качеством руководителя является умение быть лидером, то есть обладать коммуникативностью, способностью работать в группах, убеждать, быть хорошим политиком в работе с персоналом;
  • 55% признали, что руководитель должен обладать такими личными качествами, как талант творчества, знания техники, решительный характер, способность быть примером для других, дух сопротивления;
  • 37% считали главным планирование и организацию;
  • 7% - дух прогресса и предвидения перспективы.

Среди необходимых качеств, которые определяют квалификацию менеджера, опрошенные руководители видели (в порядке уменьшения частоты):

1) способность к лидерству, настойчивость;

2) широкое образование, широкий круг знаний, ум и талант;

3) организационные способности;

4) стремление к власти, энергичность;

5) профессиональные знания, специальные навыки;

6) решительность;

7) твердый характер;

8) личная зрелость, коммерческие способности и инициатива;

9) чувство нового, дальновидность;

10) противодействие психическому и физическому напряжению;

11) творческий талант, оригинальность.

Чижов Есть. и Мурманский В. исследовали систему оценки качеств менеджеров в США и сделали выводы, что их основными критериями являются:

1. Способность противостоять давлению: это самоконтроль, ровное настроение, общий оптимизм, способность конструктивно реагировать в условиях давления.

2. Моральные качества, главным образом честность. Считается хорошим показателем, когда человек имеет свою собственную систему моральных ценностей, и в соответствии с которыми и действует.

3. Чувство ответственности. Терпеливое отношение к неприятным, но необходимых обязанностей.

4. Умственные способности. Рациональный подход к проблемам и распределения ресурсов.

5. Способность к творчеству. Оригинальное мышление, любознательность, способность развивать новый подход ко многим стандартных проблем.

6. Способность к риску. Здесь учитывается степень успеха менеджера в рискованных предприятиях, его способность удерживать позиции в условиях некой угрозы.

7. Энергичность. Способность работать быстро и на высоком уровне. Если человек не имеет таких качеств, то в нее быстро могут возникнуть усталость, нервозность, некачественные решения.

8. Властолюбие, стремление к получению власти, к тому, чтобы всегда быть впереди.

9. Умение руководить, способность к управлению, организации, мотивации; умение привлекать и удерживать необходимых людей. Без наличия этих качеств человек не может быть менеджером.

10. Способность работать с другими людьми, умение переживать за других, устанавливать дружеские отношения, создавать благоприятный для работы климат.

При оценке способностей к руководству Рамке Херальд (Германия) предлагает четыре группы критериев:

- непосредственного руководства;

- здоровье, одежда, манеры держаться;

- стремление к порядку, пунктуальность, темп работы; способность к обучению, способность видеть новое;

- коллегиальность, способность к руководству мужским и женским персоналом.

К группе критериев непосредственного руководства он относит:

  • интеллигентность;
  • способность к пониманию и взаимопонимания;
  • фантазия;
  • инициатива;
  • сила воли;
  • самосознание;
  • уверенность в себе;
  • способность к компромиссу;
  • способность налаживать контакты;
  • открытость;
  • социальное восприятие;
  • тактичность;
  • выраженный стиль;
  • способность привлекать к себе;
  • элементы педагогики;
  • всидливість;
  • выдержка;
  • добросовестность;
  • умение хранить тайну;
  • лояльность;
  • возможность быть выразителем политики фирмы;
  • способность возглавлять делегацию;
  • решимость.

Развитие научно-технического прогресса и жесткие условия конкурентной борьбы между субъектами рынка требовали новых подходов к качеств руководящих кадров.

На первое место новых требований выходила способность руководителя овладеть техническими и технологическими изменениями и способность управлять социальными изменениями и людьми.

Приведем примеры высказываний ученых и специалистов по менеджменту того времени.

Вице-президент Международной ассоциации по вопросам управления в Брюсселе (филиал Американской ассоциации управления в Европе) Харман Фредерик отмечает беспокойство, который охватил высших менеджеров фирм Западной Европы в связи с необходимостью приспосабливаться к быстрым изменениям, связанных с научно-техническим прогрессом, социальными изменениями, старением методов управления, которые используются, растущей конкуренцией молодого поколения, что идет на смену.

Бывший президент компании "Дженерал моторе" Альфред Слоун в своей книге "Годы с Дженерал моторе" подчеркивает: "Постоянно изменяющийся рынок и постоянно изменяющийся продукт способны разрушить любую организацию, если она не готова к переменам".

Большое значение уделялось искусству общения с людьми, умению использовать не только знания, но и творческую энергию, даже эмоции работников. В правильном использовании человеческих ресурсов предприниматели видели один из главных резервов роста прибыли.

Обострение конкуренции и социальные обстоятельства заставили руководителей заниматься проблемами "человеческих отношений", анализом мотивов, которыми руководствовались подчиненные. Одновременно компании, подбирая менеджеров, стали больше интересоваться мотивам их деятельности и такими критериями, как способность убеждать; терпимость (ради интересов прибыли) к інакодумаючих, к талантливых, но сложных в повседневной жизни новаторов; склонность к анализу социальной ситуации и возможных социальных последствий хозяйственных решений; желание и способность к дальнейшему обучению, динамизм в знаниях, мнениях, позициях.

Руководитель должен уметь не соглашаться, при этом оставаться любезным. Он всегда должен быть способным воспринимать новые идеи и достижения, но не давать им увести себя в сторону; быть достаточно энергичным для того, чтобы досрочно и поминутно жить своей работой, чтобы чувствовать, что каждый работает более рьяно, чем он.

Горвард Джонсон, президент Массачусетского технологического института писал, что бизнесу нужны люди, которые предприимчивые и энергичные, изобретательные, способные воплощать новые идеи и открытия в практику; благоприятные к изменениям и переменам; могут действовать в условиях неопределенности и имеют желание рисковать.

Б. Мильнер, Есть. Чижов В. Чурмантнева отметили такие новые требования к менеджерам в США:

1) способность предвидеть и осуществлять нововведения, обновлять ассортимент продукции, искать новые рынки;

2) обладать системным подходом;

3) легко идти на изменения организационных форм управления и не быть привязным к некой одной формы;

4) обладать качеством интеллектуального лидера, способного управлять образованными людьми, которые будут работать в организации; способного привлекать к руководству инициативных, находчивых, талантливых работников;

5) коммуникабельность, способность быстро налаживать контакты с большим количеством людей в компании и вне ее; с государственными органами, научными кругами, учебными центрами, общественными организациями, с международными организациями."

В то же время Чарльз Філлінгхаст в статье "Задача американских менеджеров в будущем" писал, что руководитель будущего должен быть не столько глубоким техническим специалистом в своей области, сколько руководителем широкого профиля:

- организатором;

- новатором;

- психологом;

- социологом.

При этом надо уметь разбираться в технологии отрасли и следить за ее прогрессом.



Назад