Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

1.4. Поведінський направление оценки качеств менеджера


В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управления персоналом организаций возник второй - поведінський направление оценки качеств руководителей, основанный на привлечении достижений психологии и социологии. Это направление развивалось параллельно с раціоналістичним и часто конфликтуя с ним, внедрялся в практику. Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа управленческих решений, компьютеризация управления способствовали активному использованию в менеджменте системного подхода, основанного на внутренней свободе в зависимости от конкретного ситуационного состояния поведения людей.

Уже в начале 80-х годов становится понятным вся важность организационной культуры как интегрирующего фактора всех особенностей организации - и системного и поведінського. С этих вопросов опубликовано много работ по управлению, создана система профессионального обучения менеджменту. В большинстве из них центральной фигурой становится менеджер как профессиональный руководитель, который имеет положительные и отрицательные качества своей деятельности.

Поведінський направление оценки качеств работников становится главным, потому что он направлен на максимальное использование и развитие потенциала руководителя организации В 1982 г. английские консультанты по управлению М.Вудкок и Д.Френсіс издали книгу "Розкріпачений менеджер" с изложенными идеями повышение эффективности управления на основе самосовершенствования менеджеров как руководителей организации.

Они обобщили содержание работы работающего менеджера и сформулировали одиннадцать четких факторов, которые влияют на управленческую деятельность.

Факторы

Требования к лицу, которое работает на должности менеджера

Стрессы, давление и неопределенность в большинстве форм организации жизни

Способность эффективно управлять собой и своим временем

Эрозия традиционных ценностей привели к розлагодження личных убеждений и ценностей

Способность объяснить и уточнить свои личные ценности

Наличие широкой возможности выбора

Четко установить в качестве цели работы, которые выполняются, так и собственные цели

Организационные системы не могут обеспечить все возможности для обучения, необходимые для современного менеджера

Каждый менеджер должен сам заботиться и поддерживать постоянный собственное развитие

Проблем становится все больше и они все сложнее, тогда как средства их решения - часто более ограничены..

Способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков

Постоянная конкуренция за рынки сбыта и доходность вызывает необходимость выдвижения новых идей и приспособления

Необходимо быть изобретательным и способным гибко реагировать на изменения ситуации

Традиционные иерархические отношения осложняются

Необходимо использовать навыки влияния на окружающих, не используя прямых приказов

Много традиционных школ и методов управления исчерпали свои возможности и не соответствуют требованиям настоящего и будущего

Использовать новые, более современные управленческие методы, осваивать другие подходы к подчиненным

Большие затраты и трудности связанные с использованием наемных работников.

Необходимо лучше использовать человеческие ресурсы.

Рост масштабов изменений требует освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "старения".

Умение помочь другим по скорейшему изучении новых методов и освоение практических навыков.

Сложные проблемы все больше требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществлять их решения.

Менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

На основе изложенных 11 факторов и требований авторы сформулировали определение эффективного управления предстоящего десятилетия, которое требует наличия у менеджеров таких навыков и способностей:

  1. Умение управлять собой.
  2. Наличие четких личных ценностей.
  3. Способность устанавливать четкие личные цели.
  4. Способность к постоянному личного саморазвития.
  5. Навыки решать проблемы.
  6. Творчество и способность к инновациям.
  7. Способность влиять на окружающих.
  8. Знание современных управленческих подходов.
  9. Способность управлять.
  10. Умение обучать и развивать подчиненных.
  11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Авторы считали, что каждый из названных факторов в равной степени имеет отношение к любой ситуации, то есть они равновесные.


Назад