Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

1.4.5. Навыки решать проблемы


Первоочередной задачей менеджера является решение проблем. Проблема - это сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования, что трудно решить или осуществить.

Решение проблемы никогда не бывает простым делом и требует наличия соответствующих навыков.

Менеджерская практика использует три пути решения проблемы:

Первый - использование системного подхода. Второй - подбор методов для решения проблемы. Третий - использование людей и ресурсов, которые могли бы помочь в решении проблемы.

Системный подход в решении проблемы, заключается в осуществлении 7 последовательных шагов:

 

Шаг 1. Оценка проблемы

1. Выявить, какие трудности есть.

2. Если проблема существует в работе группы, то необходимо
решить, как организовать совместную работу для ее
решения.

Шаг 2. Определение цели решения проблемы

1. Сформулировать ясно и четко, чего надо достичь.

2. Одобрить цель всеми работниками.

Шаг 3. Определение критериев оценки успеха

1. Определить способ оценки действий:

а) как определить достижения целей (или нет).

б) как определить эффективность совместной работы
рабочей группы.

2. Определить затраты усилий (время) для выполнения задания.

Шаг 4. Сбор информации

1. Сбор факторов, мыслей, идей по данной проблеме.

2. Использование методов сбора и предоставления информации.

3. Определение возможных альтернатив.

4. Оценка сильных и слабых решения проблем
проблемы.

Шаг 5. Планирование

1. Принятие решений о том, что должно быть
сделано.

2. Определение плана конкретных практических шагов
по выполнению действия рабочей группы.

Шаг 6. Выполнение

Проведение практической работы по выполнению плановых мероприятий.

Шаг 7. Анализ действий для их улучшения

1. Оценка успешной работы.

2. Установление причин неудач.

Таким образом, системный подход к решению проблем является орудием приспособленным к гибкого использования. На любой стадии можно вернуться на несколько шагов и уточнить соответствие методов работы и конкретных задач решения проблемы.

Для решения проблем, менеджер использует методы:

  • Инструктивное
  • Инициативный
  • Адаптивный
  • Инновационный

Инструктивное метод заключается в том, что для решения проблемы, менеджер принимает решение в соответствии с инструктивными указаниями высшего руководства. Он берет на себя ответственность за своевременное устранение проблем или трудностей, которые возникли, делает правильные выводы и достигает того, что от него требуют. Здесь не требуется творческий подход том, что все процедуры предварительно приписаны.

Инициативный метод требует доли инициативы и свободы действий, но в определенных пределах. Здесь менеджер оценивает преимущества ряда возможных решений и выбирает из нескольких хорошо отработанных альтернативных действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Результативность зависит от способности менеджера выбирать наиболее экономичный и эффективный направление действий.

Адаптивный метод основан на разработке творческого решения, которое в некоторой части может быть абсолютно новым. Здесь есть набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Менеджер проявляет личную инициативу и способности, предлагая нечто новое, приспосабливая его к действующей системы или технологии.

Инновационный метод является наиболее сложным и требует совершенно нового подхода, новых представлений. Менеджеру необходимо найти способы понимания совсем внезапных и непредвиденных проблем решения, которые требует нового мышления, нового подхода. Современные проблемы требуют создания новых технологий и изобретательства.

Третьим путем решения проблемы является использование работников и ресурсов в различных формах. Для уточнения проблем и поиска их решений, менеджеры используют совещания, на которых поощряют разные точки зрения и верные предложения. Для решения сложных проблем создаются рабочие группы, задачей которых является обследование, анализ состояния и разработка предложений по улучшению или усовершенствованию работы подразделения или организации в целом.

Характеристика менеджера, который имеет навыки решать проблемы, показана на схеме.

7    

Каждый менеджер должен уметь решать проблемы, но навыки решения проблем высокого уровня необходимы там, где надо адаптироваться в изменяющихся обстоятельств и проявлять инновационный подход.



Назад