Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

4.3. Экономическая мысль стран средневекового Востока (Индия, Китай, Япония, Арабский Халифат, Османская империя)


Экономическая мысль стран средневекового Востока определялась тогдашними проблемами. Например, в Индии большое влияние на экономические представление имела сельская община (община), власти которой сказывалось даже на поведении торговцев. Причем сельская община-община охватывала не одно село, а несколько десятков, образуя своеобразное территориальное поместья.

Конечно, в Индии, как и в Европе, экономические взгляды были основаны на религиозных традициях. "Теорией" внутрігромадських отношений были социальные нормы, связанные с функционированием кастовой системы. Существовало четыре касты. В соответствии с таким делением одни могли заниматься земледелием, другие - скотоводством, еще другие - торговлей и ремеслом.

Кастовый разделение хозяйственной деятельности способствовал негативному отношению к физического труда, которое в Индии приобрело отчетливые формы. Это легко обнаружить в средневековых индийских памятниках. "Теорией" экономической организации сельской общины была, прежде всего, идея неизменности этого разделения труда, а также кастовые правила и нормы этой общины.

Индийская традиция отражена в комментариях надхармашастри, из которых наиболее известными являются комментарии Куллукі на "Мана-вадхармашастру" и Віджнянашвари Апарарки на "Яджнявал-к'ясмріті". От древности осталось понимание единства государственного хозяйства, которым руководит царь. В соответствии с таким взглядом обладатель "обеспечивает едой все 64 варны". Главным считалось том, как побудить налогоплательщика к активному хозяйствования и сколько брать с него налога, чтобы обеспечить всем надлежащий благосостояние. Крестьянин должен был платить налог царю, потому что тот считался его защитником.

Обязанность правителя заключался в накоплении денег в государственную казну он должен был отдавать 1/4 своих доходов, признавалась возможность конфискации части имущества вельмож для пополнения государственной казны. Поощрялось в Индии ростовщичество, которым занимались и замолені мусульмане. Что касается сельского хозяйства, то его проблематика не оставила отражение в политических и религиозных трактатах средневековой Индии. Однако вопрос о налогообложении, формы и методы сбора налогов были в центре внимания, что отвечало интересам восточной деспотии.

Это касается и средневекового Китая, где налоги и повинности были распространенной формой пополнения государственной казны. Источниками развития экономической мысли Китая были разделы династических историй и энциклопедии "Продовольствие и товары" (шихо). Типичными выразителями экономических знаний были реформаторы Фань Чжуньянь (982 -1052), Ли Гоу (1009-1059), Оуян Сю (1007-1072), Су Ши (1036-1101), Ван Аньші (1021-1086), ученые Е. Ши, Шэнь Ко (1031 - 1101), мыслители XVII ст. Хуан Цзунсі, Гу Яньу, Ван Чуань-Шань и др.

Экономическая мысль в Китае, как и в других странах средневековья, не была отделена от остальных культуры. Она была составной управления, направленной на обеспечение социального спокойствия в стране. В этом аспекте экономическая мысль средневекового Китая была продолжением древних традиций. Источником многовекового опыта управления были конфуцианские взгляды. В соответствии с ними должна быть обеспечено единство интересов государства и народа (всех подданных). Обогащение государства это стержень государственной политики. Залогом обогащения считалось земледелие. Китайские мыслители утверждали, что земледелие - ствол (основное), торговля и ремесло - ответвление (второстепенное)". Следовательно, можно пренебрегать торговлей, но сосредоточивать внимание на земледелии.

Конечно, в средневековой Индии экономическое мышление основывалось на принципах кастовости. Китайский путешественник Сюань Цзан в заметке "Об страны Запада в эпоху великой династии Тан" (596-664 pp.) писал: "Семьи в Индии разделены по четырем классам. К первому классу относятся брахманы - это люди чистой поведения, тщательно выполняют установки религии, придерживаются морального образа жизни и наиболее правильных принципов. Ко второму классу относятся кшатрии. На протяжении многих столетий они составляют руководящий класс. Кшатрии следят благодеяния и милости. Люди третьего класса называются вайш'ями. Они занимаются торговлей и ищут прибыли, как в своей стране, так и за ее пределами. Люди четвертого класса называются шудрами. Это класс земледельцев. Шудры обрабатывают землю".

В "Минской истории", в истории династии Мин (1368-1644 гг.), содержится ценная характеристика государственного землевладения. "Первоначальные государственные земли, - говорится там, - состояли из земель, входивших в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань. Впоследствии к ним были присоединены земли возвращены к земельного фонда, земли, конфискованные правительством или определением суда, школьные земли, императорские имения, лошадиные пастбища, пригородные земли, конюшинні поля, выгоны для скота, земли при императорских захоронениях и кладбищах, земли кладу, которые обрабатываются или незанятые, подаренные или выпрошенный, земли поместья князей и княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, должностные земли чиновников, поля, отданные на питание пограничникам, служащим, земли поселений и военных, крестьянских и купеческих. Все они назывались государственными землями, остальные же считалась частными землями".

Этот документ свидетельствует о преимуществах власти земли в экономической мысли средневекового Китая, в котором землевладение было экономической базой государственного управления. Причем наибольшего эксплуатации при таких условиях испытывали крестьяне.

«Из четырех категорий народа, - отмечено в Сунській истории - только крестьянам живется очень трудно". Представители китайской экономической мысли стремились облегчить участь крестьян. Они были сторонниками утопійної системы "цзин тяп", согласно которой каждый земледелец должен был участок земли и сам ее обрабатывал. Они признавали натуральное хозяйство, сводили к минимуму роль торговли и ремесла. Поддержка ирригационных мероприятий, освоение целинных земель, отмена тяжелейших повинностей, - все это соответствовало ориентирам экономического мировоззрения в средневековом Китае. В том направлении развивались реформаторские движения как на уровне интеллектуального мышления, так и крестьянской неповиновения.

Экономическая мысль средневековой Японии связана с фискальной политикой государства, которая вмешивалась в распределении земли, крестьянских наделов, освоение общественных земель. О экономическое положение Японии и ее экономическую политику можно узнать из памятных записок из 12 статей Мійосі Киеюки (847 - 918), pp. где автор обосновывает необходимость надельной системы. Для него причиной зла является то, что "земли переходят в чужие руки, богатые семьи приумножают свои владения, заботятся только о своей выгоде. Этим наносится вред государству".

В контексте защиты земледелия развивалась экономическая мысль Японии в последующие века. Длительное игнорирование купецько-торговой деятельностью, товарно-денежными отношениями постепенно менялось. В позднем средневековье возникла школа экономической мысли купечества, то есть направления "учение сердца" (сінгаку), основателем которого был Исида Байган (1685 - 1744). Равенство всех перед деньгами - это исходный тезис этого течения, где соединились буддизм, синтоизм и конфуцианство.

Экономическая мысль арабов развивалась в средневековье под большим влиянием ислама, истины которого изложены в Коране. Ранние списки Корана приходятся на период VII-VIII вв. Коран признает частную собственность, осуждает скупость, выступает против расточительства. Коран признает обязательным милостыню бедным, сиротам. Милостыня предназначалась и на выкуп рабов. Коран своим содержанием направлен на смягчение общественных отношений. По сути он был направлен против рабства. Коран требовал справедливости в торговых операциях, соблюдение меры и веса. Коран брал под защиту верующих-исламистов, утверждал принципы социальной справедливости. Коран имел большое влияние на экономическую мнению арабов в последующие столетия.

Выдающимся мыслителем арабского халифата, в трудах которого трактуются экономические проблемы, был Абу Юсуф Якуб ибн Ибрагим аль Ассари (731 - 797). В книге "О налогах" ("Кітал аль Гарадж") он отстаивал справедливую систему налогообложения.

Арабский мыслитель Ибн Хальдун (Абу Заид Абу ар-Рахман ибн Мухаммед аль Хадрамі, 1332-1406) предложил свою периодизацию истории, а именно: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) возникновения городов. Научная заслуга Ибн Хальдуна заключалась в том, что он поднял вопрос о стоимости. В частности, он витлумачував стоимость продукта затратами человеческого труда. Мыслитель считал полезными не только земледелие, но торговлю и ремесла. Он отстаивал необходимость введения в обращение полноценных денег.

Выдающимся мыслителем Средней Азии был Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037), который интересовался экономическими вопросами и высказал много ценных соображений относительно экономического бытования людей.

Экономическая мысль в Османской империи формировалась на стыке воздействий мусульманского Востока и христианского Запада. Поэтому исламские по форме экономические взгляды не выступали так ортодоксально, как в арабских странах. "Круг справедливости", которого придерживались правители империи, заключалось в том, что "нет государства без армии, нет армии без оружия, нет оружия без казны, нет казны без райи, нет райи без справедливости". Райя - это податкоспроможне населения.

Османские правители пытались быть справедливыми не только относительно налогообложения крестьян, но и в формировании рыночных цен, а также в регулировании ростовщического процента. Экономическая мысль нашла отражение в посланиях Мустафы Кочібея султану Мураду IV (1630 г.) и султану Ибрагиму И (1640 г.), в трактате Кятіба Челеби (1609-1658) "Руководство по исправлению ошибок".

Содержание этих посланий и трактатов свидетельствует, что экономическая мысль в Османской империи постоянно эволюционировала, с одной стороны, отражая внутренние проблемы страны, с другой - находясь в тесном взаимодействии с исламским Востоком и христианским Западом, где все отчетливее проявлялись товарно-денежные и рыночные механизмы, которые требовали нового осмысления.

В целом развитие экономической мысли в средневековье свидетельствует, что несмотря на экономические, религиозные и иные особенности отдельных стран, между ними было много общего относительно теоретически-морально-этических принципов трактовка хозяйственных проблем. Даже различные политические уклады и культурные традиции не смогли устранить тех комплиментарных признаков, которые характеризовали экономическую мнению в течение более, чем полтора тысячелетия ее эволюции.



Назад