Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

3.1. Сущность и классификация методов руководства


Методы управления - это способы воздействия менеджера на подчиненных работников для выполнения целей и задач организации.

Следует отличать методы руководства менеджера от методов управления организацией.

Методы управления организацией - это способы воздействия управляющей системы на подчиненную систему для достижения целей управления. Здесь объектом управления выступает производственная деятельность организации, когда осуществляется влияние одних звеньев системы управления на другие.

Когда же речь идет о способах воздействия самого руководителя на подчиненных работников для выполнения конкретного задания, то имеются в виду не методы управления, а методы руководства.

Методы управления и методы руководства менеджера взаимосвязаны, они имеют общую основу, реализуют совместные цели и задачи. Одновременно между ними есть специфические особенности.

Классификация методов руководства менеджера приведена на схеме:

 20

В системе методов управления организацией ведущая роль принадлежит экономическим методам, а среди методов руководства менеджера основными являются организационные методы. Конечно, для успешного использования этих методов необходимо сочетать их с методами материального и морального стимулирования с методами убеждения.

Методы организационного влияния опираются прежде всего на власть, формальный авторитет, должность и полномочия менеджера, а стимулирования и убеждения - на использовании материальных и духовных интересов работников.

Поэтому методы управления организацией - более основательные по отношению к методам руководства менеджера. Но, с другой стороны, использование методов управления организацией в основном осуществляется через деятельность главного руководителя, и соответственно, через методы руководства. Поэтому искусство руководства содержит в себе три задачи:

  • владеть методами управления;
  • владеть методами руководства;
  • владеть умением реализовать методы управления как непосредственно, так и в процессе использования методов руководства.

 

Методы руководства

Менеджерские действия

Административное влияние

1. Приказ;

2. Распоряжение;

3. Положения;

4. Инструкция;

5. Инструктивные письма;

6. Устав;

7. Правила внутреннего распорядка;

8. Требования к работникам;

9. Оценка работников;

10. Правила приема и увольнения работников.

Организационный влияние

1. Адресат;

2. Постановка задачи и установление критериев
его выполнение;

3. Наделение полномочиями и ресурсами;

 

4. Установление ответственности;

5. Мотивация и инструктаж подчиненных;

6. Учет хода работ;

7. Координирование деятельности в ходе выполнения;

8. Контроль выполнения задания.

Материальное поощрение

1. Дифференциация схемы должностных окладов;

2. Распределение премий за труд;

3. Премирование за разработку и внедрение инноваций.

4. Поощрение рационализации и изобретательства;

5. Премирование за эффективные результаты в работе.

Социальное влияние и моральное стимулирование

1. Научно - поисковые стимулы.

2. Эстетические стимулы.

3. Стимулы конкурентоспособности.

4. Моральные стимулы.

5. Критика и самокритика.

6. Взыскание.

7. Информированность работников.

Убеждение

1. Создание атмосферы доверия и
доброжелательности.

2. Логические доказательства:

• обоснование;

• аргументы;

• доказательства (логические и психологические);

• индуктивные методы (от частного к общему);

• дедуктивные методы (от общего к частному).

3. Психологические доказательства, влияющие на:

• чувство;

• желание;

• мотивы (материальный и моральный).

4. Примеры, образцы, опыт;

5. Перспективность развития событий;

6. Индивидуальность убеждения;

7. Объяснение распоряжение.

 



Назад