Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

6.2. Классификация видов управленческих решений


Управленческие решения, которые принимает менеджер предприятия или объединения, можно классифицировать по отличиями, которые показаны на схеме.

 43

За долгосрочности действия управленческие решения делятся на

  • стратегические (перспективные)
  • тактические (среднесрочные)
  • оперативные (краткосрочные)

Стратегические решения имеют важное значение для будущего развития организации. Они определяют направления специализации, объемы производства, кадровую и техническую политику, перспективы экономического и социального развития трудового коллектива, устанавливают взаимодействие подразделений и др. Эти решения принимаются высшим руководством организации после всестороннего анализа соответствующей информации.

Тактические решения связанные с конкретной расстановкой сил и ресурсов в каждом периоде (год, сезон, технологический процесс и др.) Эти решения принимаются в структурных подразделениях менеджерами в пределах своих полномочий. Высшее руководство только осуществляет консультирование и контроль, оказывает необходимую помощь.

Оперативные решения имеют краткосрочный характер. Они носят регулирующую направленность и возникают в тех случаях, когда нарушается ход производственного процесса через любые непредвиденные внутренние или внешние обстоятельства. Ситуация, в которой возникает необходимость принятия оперативного решения требует немедленных энергичных действий менеджера. Разработка и выполнение тактических и оперативных решений занимают основную часть рабочего времени менеджера.

2. По способу разработки и принятия все управленческие решения подразделяют на:

  • коллегиальные (коллективные);
  • единоличные.

Разграничение коллективных и единоличных решений предполагается учредительными документами (устав, учредительный договор) организации.

Коллективные решения принимаются общим собранием акционеров, собранием участников общества, президиумом, правлением, ревизионной комиссией, наблюдательным советом и другими высшими и исполнительными органами управления организации.

При любом способе принятия решения в исполнительном органе ответственность за правильность, так и за его исполнение всегда бывает персональной лица, которая возглавляет коллективный орган.

Единоличное решение вопросов, отнесенных к коллективных органов управления считается незаконным и недействительным.

Оперативные решения принимаются менеджером единолично. Здесь играет большую роль квалификация и деловые качества менеджера и специалистов аппарата управления, состояние системы информации,

внешние условия и стиль руководства, сроки принятия решения и конкретная производственная ситуация.

3. По характеру и содержанию управленческие решения делятся на три группы:

  • творческие;
  • решение по аналогии;
  • решения, которые принимаются автоматически.

Творческие решения принимаются за проблемами, возникающими впервые после тщательного изучения состояния дел, опыта других организаций и реальных возможностей предприятия.

Решение по аналогии принимаются на основе изучения и сравнения имеющегося опыта и подобных ситуаций. Обобщение собственного опыта и заимствованного требует предварительного глубокого критического анализа и сравнения условий. Не каждый опыт из других условиях можно механически перенести в свою организацию.

Иногда бывает, когда внесении изменений в заимствованный опыт под видом совершенствования и приспособления к местным условиям приводит к негативным результатам. Поэтому здесь необходим деловой и продуманный подход.

А бывает и так, когда менеджер вспоминает, что он много лет назад принял в аналогичной ситуации успешное решение. И теперь он копирует старое решение. Но за этот период условия изменились и решение, которое было правильным в прошлом, становится ложным в новых условиях. Опыт прошлого может быть полезным для недопущения возможных ошибок, но он может быть и плохим советником при принятии положительных решений в новых современных условиях.

Решения, которые принимаются автоматически бывают там, где деятельность менеджера жестко регламентирована законодательными документами, инструкциями и другими нормативными документами.

Но и в этих условиях менеджер должен квалифицированно и внимательно подойти к способов и форм выполнения требований документов регламентируются, особенно это важно при решении вопросов в отношении людей (надо учитывать их интересы, стремления, желания). Здесь наряду с принципиальностью и последовательностью от менеджера требуется такт, чуткое отношение к личности, уважение к человеку.

4. По уровню иерархии управления, на котором принимаются те или иные решения, их можно разделить на :

  • решения, принимаемые на уровне организации;
  • решения, принимаемые на уровне структурного подразделения;
  • решения, принимаемые на уровне первичного трудового коллектива.

Решения, принимаемые на уровне предприятия, является компетенцией первого руководителя (главного менеджера) или общехозяйственного органа управления. Такие решения имеют общий характер и касаются всей организации. А если возникает необходимость принятия решения по некоей конкретной функцией управления, то их принимают соответствующие специалисты. Принимая решение, они обязательно информируют о нем менеджера. Когда решение специалиста затрагивает прямо или косвенно интересы других подразделений и они могут влиять на конечные результаты деятельности организации в целом, то они подлежат предварительному согласованию с руководителем организации, получить его санкцию.

Управленческие решения на уровне структурного подразделения принимаются его руководителем (менеджером) в пределах делегированных ему полномочий в том случае, когда для их выполнения являются достаточные ресурсы подразделения. Когда имеющихся ресурсов или предоставленных полномочий недостаточно, менеджер вносит свое предложение на рассмотрение высшего руководителя.

Управленческие решения на уровне первичного трудового колективу - бригады, секции, отдела - принимаются их руководителем по оперативным вопросам. Если, например, бригадир считает необходимым изменить ранее намеченный распределение работ, то он имеет право самостоятельно принимать такое решение. А ежели кто из работников отказывается выполнять порученную работу, без уважительных причин игнорирует распоряжения бригадира, то бригадир должен обратиться с предложением к высшего руководителя.

Таким образом, на каждом уровне управления руководители принимают решения в пределах своих полномочий, предусмотренных свои мы должностными инструкциями. Только в этом случае может быть установлена четкая ответственность руководителей и подчиненных работников на каждом уровне управления за принятые решения и их исполнение.

Общее правило заключается в том, что управленческие решения принимаются на том уровне управления, где возникает необходимость их принятия в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностными инструкциями и утвержденными высшим руководителем.

5. За сферой действия управленческие решения делятся на две группы;

  • общие;
  • локальные.

Общие решения - это такие решения, которые касаются организации в целом. Они определяют главные задачи организации, основные направления ее развития. Эти решения принимает непосредственно первый руководитель (директор, председатель правления, президент) или коллективный орган управления (правление, президиум, наблюдательный совет, общее собрание акционеров, пайщиков, участников общества).

Локальное (ограниченное) решение - это такое управленческое решение, которое принимается по отдельному подразделения организации. Такие решения направлены на регулирование процесса в конкретной ситуации, что сложилась на производстве.

Локальные решения иногда можно предусмотреть раньше, а иногда необходимость в них возникает внезапно через изменения условий производства на некоем участке или в целом в организации.

6. По функциональным отличиями отличают такие управленческие решения:

  • административные;
  • экономические;
  • технологические;
  • технические и Др.

В каждой организации, кроме перечисленных внутренних функций, есть решение и внешние, то есть для взаимодействия с субъектами внешней среды, об отношениях с поставщиками, покупателями, финансовыми и контролирующими органами, о получении кредита в банке и т.д.

Такие управленческие решения оформляются в виде докладных записок, вопросов, предложений.

Таким образом, приведенная классификация управленческих решений дает возможность будь-какое решение охарактеризовать за шестью признаками.



Назад