Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

6.4. Методы принятия решений


Менеджерская практика дала возможность определить такие три методы принятия управленческих решений:

1. Неформальные.

2. Коллективные.

3. Количественные.

Неформальные методы принятия решений базируются на аналитических способностях менеджера и его интуиции. Такие решения принимаются оперативно, но они не гарантируют избежание ошибок и эффективности результатов.

Коллективные методы принятия решений основываются на коллективной работе лиц, которые принимают, а затем выполняют это решение. В основном это временный коллектив, в состав которого входят менеджер и его подчиненные как исполнители. Коллективные решения принимаются на совещаниях, собраниях и др.

Управленческие решения могут приниматься методом "мозговой атаки" или "мозгового штурма". Сущность этого метода заключается в том, что когда надо решить сложную проблему, то собирается группа людей, которые предлагают свои решения. Условием этого метода является создание обстоятельств, которые способствуют свободному выражению спонтанных предложений. Причем здесь отклонять или критиковать идею запрещается, какой бы она не была фантастической. Потом все идеи записываются и анализируются специалистами. Здесь видимо действует поговорка: "В каждой лжи есть доля правды". Вот эту "правду" и надо "отбирать", "найти иголку в стогу соломы".

Последовательность действий принятие решения методом "мозговой атаки" показана на схеме.

46

Рассмотрим некоторые методы принятия решений.

Метод Дельфы (от греческого города Дельфы) базируется на принятии решения путем многоуровневой процедуры анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с определением размещения оценок.

Сначала анкетирование проводится без аргументации, а во втором туре особые от других ответы аргументируются, а иначе эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опроса прекращается и эксперты принимают уточненное решение.

Метод "кінчісио" используется японскими организациями. Сущность этого метода заключается в том, что на рассмотрение лицам по списку, составленному менеджером, передается проект решения. Каждый из них должен рассмотреть его и дать свои замечания в письменной форме.

После этого менеджер проводит совещание с приглашением тех специалистов, мнение которых не совсем поняла.

Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями, а если они не совпадают, то предпочтение отдают с помощью таких принципов:

  • принцип большинства голосов;
  • принцип диктатора - в основу берется мнение одного лица группы, используется в чрезвычайных ситуациях;
  • принцип Курно - используется тогда, когда у экспертов нет одной мысли, им предлагается найти компромиссное решение, чтобы не поразить интересы каждого из них.
  • принцип Парето - используется в случаях, когда надо принять решение в условиях объединения экспертов в одной группе (коалиции) и им невыгодно менять условия сразу всем членам группы.
  • принцип Еджворіа - используется тогда, когда группа экспертов состоит из нескольких коалиций, и каждой из них невыгодно менять свое решение. Решение можно принять на основе знания преимуществ коалиций и не нанося ущерба друг другу.

Метод моделирования. Модель - это схема некоего явления, вроде некоего явления в конкретной ситуации. Моделирование - это исследования на моделях процессов, проходящих в реальной жизни, которые неудобно изучать в природных условиях.

Управленческая наука рассматривает три типа базовых моделей:

1) физическая модель - показывает то, что исследуется, но в увеличенном или уменьшенном виде объекта управления;

2) аналоговая модель - это аналог исследуемого объекта, который ведет себя как реальный объект, и в то же время он не является таковым. Это может быть организационная схема предприятия и по ней выполняются управленческие действия.

3) математическая модель - использует символы для описания характеристик объекта управления или события.

Количество различных моделей такая большая, как и количество проблем в управлении, для решения которых они были разработаны. Если их сгруппировать по назначению, то они объединяются в следующие группы:

Модель теории игр - используется при изучении конкурентоспособности. Это метод моделирования оценки влияния принятого решения на конкурентов.

Изучается реакция конкурентов на изменение цен, предоставления новых льгот или услуг потребителю и др. С помощью теории игр менеджер устанавливает, что при повышении цены конкуренты не сделают этого, и откажутся от этого шага, чтобы не попасть в неловкое положение.

Модели теории очередей - используется менеджером для определения оптимального числа мест обслуживания потребителей или клиентов в отношении потребности в них, чтобы не допускать очередей и потерь времени на ожидание обслуживания. Эта модель балансирует расходы в случаях очень малой или очень большого количества рабочих мест для обслуживания потребителей в определенный период работы объекта управления.

Модель управления запасами - эта модель определяет уровень необходимых товарных запасов, чтобы избежать задержек в поставках товаров или их продажах. Расчеты по этой моделью минимизируют негативные последствия от накопления запасов, осуществление лишних затрат на хранение их, а также расходы от недостаточного уровня запасов в организации.

Модельлінійного программирования - используется менеджером для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Она может определить, какое количество продукции надо производить и которого ассортимента, когда известные запасы продукции и мощности оборудования. Без такой модели сложно принять оптимальное решение.

Имитационное моделирование - имитация - это процесс создания модели и ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации. Так специалист по маркетингу может создавать модели для имитации объема продажи товаров, ожидается, что в связи с изменениями цен или рекламы продукции.

Личный стиль менеджера в принятии управленческого решения

п/п

Метод принятия решения

Характеристика стиля менеджера

1

Решение принимается уравновешенно

Собственно менеджерам, которые решают проблемы на основе предварительного изучения и анализа условий ее выполнения. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижению гипотезы и ее проверке уделяется одинаковое внимание.

2

Решения принимаются импульсивно

Присущие менеджерам, у которых процесс построения гипотез преобладает над действиями по их проверкой и уточнением. Они легко генерируют идеи, но мало заботятся об их оценку. Процесс принятия решения проходит прыжками без обоснования и проверки. Импульсивные решения недостаточно продуманные и обоснованные.

3

Решения принимаются инертно

Присущие менеджерам неуверенного и осторожного типа. После проявки гипотезы решения проблемы осуществляются очень медленно. Каждый шаг проверяется многократно. Очень растягивается время принятия решения.

4

Решения принимаются рискованно

Отличается от импульсивного особенностями индивидуальной тактики менеджера. Если импульсивные решения принимаются без обоснования гипотезы, то рискованные обосновываются, но к оценке менеджер обращается только после того, как обнаружена несуразність.

5

Решения принимаются осторожно

Присущие менеджерам, которые тщательно оценивают гипотезу, критически. Менеджер ранее чем прийти к выводу, осуществляет много различных подготовительных действий. Осторожны менеджеры очень чуткие к негативным последствиям своих действий, чем к положительным, их больше пугают ошибки, чем успехи. Главная тактика - избежать ошибок.

 



Назад