Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

10.3. Выбор карьеры


Самое важное решение, которое принимает человек в своей жизни - это выбор карьеры. В какое время, принимая решение по этому поводу, мы задаем себе вопрос: кем я хочу быть, когда вырасту? В чем мои сильные и слабые стороны?

Ученый Джон Л. Холленд предлагал и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор является выражением личности, а не случайное событие, что достижения человека в том или ином виде карьеры зависит от соответствия между его личностью и обстоятельствами работы.

Каждый человек относится к одному из шести типов личности:

Типы личности

1. Реалистический

Этот человек предпочитает деятельности, связанной с манипулированием инструментами и механизмами-машинист

2. Исследовательский

Такой человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методическим и точным - исследователь

3. Артистический

Такой человек экспрессивная, оригинальное, внутренне сосредоточена - декоратор

4. Социальный

Этот человек любит работать вместе, помогая другим, целенаправленно уклоняется от систематической деятельности, в т. ч. механической - школьный консультант

5. Предпринимательский

Человек, который любит деятельность, что дает возможность влиять на других для достижения целей - защитник

6. Конвенциональный

Этот человек любит систематически манипулировать данными, записями, репродукціонування материалов-бухгалтер

За Голландом один из типов личности всегда доминирует, но человек, приспосабливаясь к условиям обстоятельств, использует стратегии в рамках двух и более типов.

 

55

Для определения какими навыками обладает человек важно выявить ее способности при выборе карьеры. Методами выявления являются: личные наблюдения, анкетирование, тестирование, решение творческих задач, беседы, интервью, самоанализ и обсуждения.

Когда оценивается отдельная карьера, то необходимо рассматривать их вместе с ответами на следующие вопросы:

1. Какую квалификацию требует данная работа?

2. Достаточно ли у Вас образование и опыт, чтобы занять эту должность?

3. Каково финансовое положение даст Вам эта работа?

4. Какие возможности для дальнейшего продвижения по службе?

5. Требует ли эта работа много командировок? Насколько Вы мобильны?

6. Какая атмосфера в коллективе: подавлена, требовательная, полная сотрудничества, творческая и др.?

7. Будете ли Вы этой работой гордиться?

8. Будет ли эта работа приносить Вам удовольствие?

9. Какие условия труда, отдыха и безопасности?

10. Какой потенциал роста предприятия в отрасли?

Необходимо подготовиться и к тому, что Вам будут заданы некоторые своеобразные вопрос:

1. Почему Вы хотите работать на нашем предприятии?

2. Какой Вы видите карьеру для себя?

3. Чего Вы ждете от нашего предприятия?

4. Насколько поможет Вам предыдущий опыт работы?

5. Которые Вы имеете сильные стороны?

6. Которые Вы имеете слабости?

7. Как Вы видите свои будущие достижения?

8. Считаете ли Вы себя лидером? Если так, то объясните.

9. Как Вы планируете продолжать свое усовершенствование?

10. Что бы Вы хотели услышать от меня о нашем предприятии?

Больше всего вопросов у Вас возникнет до специалиста по кадровому менеджменту и Вы можете поставить ему такие вопросы:

1. Как оценивается выполнение работы?

2. Как часто Вы переводите работников из одной службы в другую?

3. Какая политика предприятия в продвижении по службе?

4. Какие программы по обучению и совершенствованию имеет предприятие?

5. Какую ответственность должны новые сотрудники?

6. Какие преимущества имеют лица, которые закончили университет?

7. Какой имидж предприятия в стране или за рубежом?

8. Какая политика предприятия по оплате дополнительного образования?

9. Какие социальные гарантии имеют работники?

10. Какие услуги мне будут предоставляться?
Итак, Вам могут дать такие оценки.

1. Неорганизованный, неподготовленный

2. Неряшливый вид

3. Очень властолюбив

4. Нереалистичные цели или самоуверенность

5. Неспособность нормально и эффективно общаться

6. Нет интереса к предприятию

7. Неосторожный

8. Плохие оценки тестирования

9. Интересуется только деньгами

10. Дает противоречивые ответы на вопросы

Ключевые моменты карьеры

На основе исследований специалистов Массачусетского Технологического Института сформулированы пять карьерных моментов направлений людей.

Карьерный момент

Направленность ( склонность ) человека

1. Технически-функциональный

Люди, склонные к технически-функциональной работы, избегают принятия решений в области общего управления

2. Управленческий

Люди демонстрируют сильную мотивацию стать менеджером. их конечная цель - должность менеджера с высокой ответственностью..

3. Творческий и инициативный

Люди достигают успеха в предпринимательстве. Они нуждаются строить или создать нечто свое, чтобы показало их достоинства

4. Автономно-независимый

Главная потребность таких людей - быть независимым, свободным от всяких связей, которые возникают в крупных организациях. Они принимают решение стать консультантами, работая в одиночку или в относительно малой фирме. Это профессора бизнеса, журналисты, авторы книг

5. Безопасный

Люди готовы делать то, что нужно в данный момент, чтобы сохранить занятость, необходимый доход, устойчивое будущее. Они готовы позволять своим руководителям решать, какова должна быть их карьера

Карьера в сфере управления США

№ п/п

Профессии

Содержание работы

Требования

Начало

ва зарплата

Перспективы до 2000 г

Примечание

Двухлетний курс обучения

1.

Клерк

В маленькой компании выписывает и печатает счета, ведомости и другие документы. Дает справки, составляет отчеты

Диплом об окончании средней школы. Желательно степень после окончания общеобразовательного колледжа. Необходимые навыки конторской работы

11,5 тыс.

ДОЛЛ.

Добра

Хорошее начало для обучения и карьеры в солидной организации

2,

Счетовод

Ведет учет финансовых операций, составляет отчеты, работает на вычислительной электронной бухгалтерской технике

Степень после окончания общеобразовательного колледжа (2 года). Бухгалтерские и компьютерные курсы. Без 4-летнего обучения продвижения по службе ограничено

12 тыс.

ДОЛЛ.

Добра

Большая возможность познакомиться с деятельностью организации

3.

Менеджер-стажер

Учится выполнять соответствующие обязанности. Под постоянным контролем, принимает участие в работе различных отделов: продаж, кадров, финансового, производственного и др.

Степень после окончания колледжа (двухлетний курс). Степень после 4-летнего курса дает большие возможности для роста по службе

19, тыс. Долл.

Очень добрые

Эта должность

требует

значительных

инвестиций с

стороны

организаций.

Подбираются

кандидаты с

большим

потенциалом

4.

Агент по

найму

рабочей силы

(бюро

наем)

Помогает безработным найти работу, а нанимателям-квалифицированных работников

Ступень после окончания 2 - или 4-годичного колледжа. Умение распознавать людей и находить им работу

16 тыс. ДОЛЛ.

Отличная

Хорошая

должность в дальнейшем может стать менеджером по работе с персоналом

5.

Агент по

обслуживание

ню

потребителей

Общается с клиентами, выявляет и анализирует проблемы, обрабатывает заказы клиентов, как правило, использует компьютер

Степень окончания колледжа (2-летний), желательно 4-годичное обучение. Должен иметь высоко-развитые коммуникативные навыки как в устном, так и в письменном общении.

16,5 тыс.

ДОЛЛ.

Очень добрые

Хорошее начало для обучения и продвижения по службе

Четырехлетний курс обучения

Помогает координировать работу администратора, имеет много разных обязанностей

Степень после окончания 4-годичного колледжа - наклон к конторской работы

18 тыс. долл.

Добрые

Хорошая

возможность

научиться

выполнять

административные

функции

Руководит работой отдела в рамках общего плана деятельности организации. Стремится выполнить задачи отдела быстро и с наименьшими затратами

Степень бакалавра специальности данного отдела

26 тыс.

долл.

Добрые

Характер работы зависит от типа и размеров организации

Закупает товары, материалы, сырье, необходимые для организации. Использует компьютер для получения информации о современные товары и цены на них, следит за уровнем материально-технических запасов

Степень бакалавра. Желаемая степень магистра управления бизнесом или менеджмента

21 тыс.

долл.

Удовлетворительные

Должен иметь полное представление о товарах, которые он закупает

                     

Выбор работы и получение должности при выборе

Определение того, какими навыками обладает человек, является очень важным при выборе карьеры.

Человек должен обладать определенными навыками или быть способной развивать те из них, которые требует его профессия.

Ученые США предлагают семь советов человеку, которая выбирает работу или пытается получить высшую должность при выборе карьеры.

Советы для выбора работы и получении должности

Проведите самооценку: точно определите, какое место (регион, фирма) и какая работа Вас интересует.

Изучите должностные инструкции, опишите все возможные работы, чтобы выяснить, какие из них соответствуют Вашим желаниям, интересам, возможностям. Особенно важны сведения о:

  • необходимую для этих рабочих профессиональное образование;
  • требования к профессиональным знаниям;
  • наличие вакантных рабочих мест в каждой сфере деятельности;
  • систему оплаты труда.

Сформулируйте цели своего поиска. Первоначальный список работ и должностей должен быть достаточно широким и гибким. Не сужайте рамки своего представления о путях достижения целей.

Изучите рынок рабочих мест и оцените свои возможности.

Изучать рынок конкретных должностей необходимо для того, чтобы найти, на какие вакансии можно рассчитывать.

Такая информация в США в изданиях "Ежегодник о наличии рабочих мест для выпускников". Он содержит справки о фирмах, которые заинтересованы в опытных рабочих и специалистов с научными степенями, выше бакалавра.

Внимательно, не спеша, изучите информацию о отрасли фирмы, которые вас заинтересовали.

Попробуйте оценить ваши шансы на продвижение, уровень зарплаты, особенности должностей для новичков.

Установите контакты с фирмой. Напишите ей письмо о своих намерениях.

Подготовьте краткую справку о себе и сопроводительное письмо. Справка должна дать представление о ваших возможностях, образование, опыт работы, особые качества. Она должна быть короткой и не занимать более одной страницы. Цель справки - добиться положительного отклика от потенциальных работодателей.

Сопроводительное письмо должно быть убедительным, профессионально выдержанным, интересным. В идеале он должен поставить вас выше всех других претендентов на должность и отдельно от них.

Каждый лист по виду и содержанию должен быть оригинальным.

В каждую организацию нужно предоставлять напечатан отдельный экземпляр послание. Оно должно содержать в себе описание должности, на которую Вы претендуете, вызвать интерес, давать представление о вашей квалификации, сообщать, как с вами можно связаться.

В сопроводительном письме необходимо указать не только фамилию, но и титул должностного лица, к которой Вы обращаетесь.

Отправив письмо, через некоторое время нужно позвонить в фирму для выяснения этапа решения вашего вопроса.

Добейтесь разговора с тем человеком из фирмы, кто этим занимается. При этом заранее подготовьтесь; продумайте возможные вопросы и ответы; приходите на встречу одет скорее консервативно, чем слишком современно; придите минут за десять до назначенного времени, чтобы была возможность собраться с мыслями.

Поведение под нас разговора

Здороваясь с должностным лицом, представьтесь. Старайтесь вызвать благоприятное первое впечатление.

Сохраняйте выдержку, оптимистический настрой, держитесь непринужденно.

Обязательно смотрите собеседнику в глаза. Держитесь прямо. Говорите четко и понятно. Не зціплюйте руки, не дергайте волос, украшения, стул. Садитесь на стул поудобнее. Не курите, даже когда Вам предлагают. Держите при себе несколько экземпляров короткой справки.

Четко изучите рассказ о себе, выложите свои коммерческие доводы. Отвечайте на вопросы не уклоняясь. Избегайте лаконичных ответов, но и не будьте многословны.

Не перехоплюйте инициативу в должностного лица, но и не будьте пассивными.

В конце беседы выложите свой самый существенный опыт. Не бойтесь выступить инициатором окончания беседы.



Назад