Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

5.4. Теоретические основы критики меркантилизма и зарождение классической политической экономии (В. Петти, П. Буагільбер)


В своей небольшой, но талантливой труда о экономические взгляды Уильяма Петти украинский экономист Есть. Слуцкий писал: "Развитие всякой науки является процесс непрерывный: только условно можно говорить об момент ее рождения". Это подтверждается каждый раз, если проследить переход от одной системы экономических взглядов к другой. Это имеем и при выяснении эволюции теорий меркантилизма и зарождение классической политической экономии.

Теория и практика меркантилизма, безусловно, заняла видное место в истории экономических учений. В то же время меркантилизм всегда критиковали, даже и сами меркантилисты. В этом легко убедиться, изучая произведения меркантилистов разных поколений и стран. Например, сторонники торгового баланса критиковали сторонников денежного баланса.

Понятно, что более предприимчивыми оппонентами были те, что меркантилистами себя не считали. Философ и экономист Джон Локк (1632-1704) выступал против вмешательства государства в экономику, в частности, в регулировании внешней торговли и промышленности. Теорию денег меркантилистов критиковали Дж. Вандерлім (умер 1740 года) и Дэвид Г'юм (1711-1776).

В последнее меркантилістом считают Джеймса Стюарта (1712-1780), который в труде "Исследование о основы политической экономии"(1767 г.) пытался систематизировать взгляды меркантилистов. В том, конечно, его заслуга.

Если исходить из высказывания Есть. Слуцкого о непрерывности науки, то можно сказать, что классическая политическая экономия зародилась в лоне меркантилизма. В то же время она была качественно новым явлением в развитии экономического знания.

Основателем классической политической экономии считают английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687). Сын портного, после обучения медицины в Оксфорде, служил в королевском флоте, затем учился во Франции и Галалулі. В 1650 г. стал доктором наук и преподавал в Оксфорде анатомию, физику и химию. В 1654 г. осуществлял мор имений в Ирландии, благодаря чему обогатился.

В 1660 г. В. Петти - среди основателей Королевского Научного Общества, в котором овладевал экономику и статистику. Он опубликовал почти 20 работ, в которых отражена новая исследовательская методика, стремление к причинному выяснения явлений и статистического их отображения. В его произведениях видное место отведено теории стоимости, теории заработной платы, теории земельной ренты и теории денег.

В 1662 г. В. Пэтти опубликовал исследование "О налогах и дани", в котором раскрыл источники и структуру налоговых сборов. Он, в частности, отметил, что ограничивают возможности налоговых поступлений численность населения и количество денежной массы. "Говорю, что если бы в некой стране было слишком много денег, то было бы хорошо как для общества, так и для власти, но было бы ущербом для всех людей, если бы обладатель держал в своих сундуках все, что необходимо". Итак, В. Пэтти придавал большого значения накоплению денег, что сближало его с меркантилистами. Что касается толкования рентных отношений в сельском хозяйстве, то оно является теоретическим наследием В. Петти.

Плодотворным является мысль. Пэтти о том, что затраты труда является основой того, что можно сравнивать стоимость серебра и хлеба. Далее В. Пэтти высказался по поводу ростовщичества, процентов и т.д. Он широко трактовал стоимость монеты, которая повышается или понижается в зависимости от стоимости других благ. "Дороговизна или дешевизна не зависят от того, - твердил В. Пэтти, - какого количества рук нужно для приобретения продуктов для пропитания". Следовательно, речь идет о зависимость стоимости продукта от затрат человеческого труда.

По поводу денег. Пэтти высказал свои соображения и в труде "Политическая анатомия Ирландии", в частности, подверг сомнению взгляд, согласно которому "деньги является единственной мерой и основой сравнения стоимости всевозможных благ". Стоимость серебра, отмечал В. Петти, повышается и понижается не зависимо от других благ, а сама по себе.

Видное место в экономических исследованиях. Пэтти занимает его труд "Политическая арифметика 1683 г.", в которой изложены размышления "относительно размеров и стоимости земли, людей, зданий, сельского хозяйства, мануфактур, торговли, рыболовства, ремесленников, моряков, войска; в отношении государственных доходов, регистрации, банков, относительно определения ценности людей, увеличение количества моряков; в отношении милиции, портов, положения страны, кораблей, могущества на море и т. д".

Это свидетельствует о широких интерес английского экономиста, который считал, что "промышленность приносит больше выгоды, чем сельское хозяйство, а торговля - чем промышленность". Именно поэтому В. Пэтти много внимания посвятил торговли, в частности, внешний.

Пристальное изучение произведений В. Петти, как отметил Есть. Слуцкий, убеждает, что они находятся в тесной связи с предыдущими достижениями экономической мысли. Например, В. Пэтти часто употреблял понятие "естественная цена", "природная рента" и др., которые ранее использовали, в частности, каноністи. Это касается и понятия денег, которым так часто оперирует В. Петти. Однако это не умаляет аналитической значимости работ и мыслей В. Петти, который внес много нового в развитие экономической теории.

К. Маркс, как утверждает Есть. Слуцкий, тщательно выбрал из трудов В. Пэтти все самое существенное, но "он истолковал его крайне односторонне". Итак, известное высказывание Петти, что труд есть отец, земля - мать богатства, звучит в оригинале так: "Труд есть отец и активная основа богатства, как земля его мать". А главное, что "в этой фразе нельзя видеть зародыше специально трудовой теории ценности, потому что она говорит не о ценность, а о богатстве и наряду с трудом ставит землю". По мнению украинского ученого, в этих высказываниях В. Пэтти заметный совсем еще не дифференцированный эмбрион ряда дальнейших идей, который имел лишь отдаленный связь с трудовой теорией стоимости. Тем более, в произведениях В. Пэтти не говорилось о том, что труд является субстанцией стоимости, как это толковалось позже. Труд, согласно взглядам В. Петти, является фактором, фактором, который определяет ценовую пропорцию, то есть играет такую же роль, как позже в Д. Рикардо.

В. Петти, далек от определения стоимости трудом, решал задачи, которую поставил еще Аристотель, а именно: как различные блага, выраженные в разных мирах и прямо не сравнимы между собой, сделать сопоставимыми. К тому аналитического задача политической экономии В. Пэтти подходил с разных сторон, выражая мнение, что содержали зародыш определенных будущих теорий. "Что касается внутренней ценности (intrinsick value) благ, то она должна измеряться не одной только работой, но и землей. И то и другое необходимо для создания богатства, и то и другое нужно учитывать в выработке природного мерила ценности". Труд и земля в теории ценности. Пэтти поставленные рядом. Есть. Слуцкий называет взгляды. Пэтти натуралистическими в том смысле, что он стремился найти стоимостные пропорции между трудом и землей. Это не умаляет гениальности экономической теории В. Петти, который во многих з'ясуваннях экономических явлений был более глубоким даже от своих преемников, несмотря на собственную отягощенность меркантилизмом. Итак, Есть. Слуцкий считал, что творчество В. Пэтти является классической "для упражнений в искусстве изучения истории экономической мысли".

Представителем начала классической политэкономии во Франции был Пьер Ле Пезан где Буагільбер (1646-1714), который происходил из дворян и получил хорошее образование. В 1696 г. он издал книгу "Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц достать королеве все деньги, в которых он нуждается и обогатить все население". В 1707 г. П. Буагільбер опубликовал сочинение "Обвинения франции", кроме того, издал несколько теоретических исследований ("Трактат о природе, выращивания и пользу хлеб", "Исследования о редкость денег", "Размышления о природе богатства, денег и налогов").

П. Буагільбер выступал против политики меркантилизма, защищал сельское хозяйство, отстаивал умеренность налогов. Он был сторонником экономической свободы, богатство усматривал не в деньгах, а в продуктах, созданных в процессе производства. В толковании теории ценности П. Буагільбер был близким к В. Петти. "Все люди, - писал П. Буагільбер, - хотят быть богатыми, а большинство из них работает днем и ночью только для того, чтобы обогатиться: однако ошибаются, как правило, по пути, как достичь этой цели. Что касается настоящего обретения богатства, которое бы могло быть продолжительным, то ошибка заключается прежде всего в том, что люди творят себе фальшивые понятие о богатстве, как и о деньгах".

Разоблачая дотогочасні фальшивые, по его мнению, взгляды на богатство и обогащения, П. Буагільбер твердил, что от первородного греха "человек может существовать и жить только благодаря труду". Однако в первобытных обществах были ограничены потребности и низкий уровень разделения труда, а в современном мире насчитывается до 200 занятий, обмен между которыми необходим. При обмене деньги уже не является тираном, как раньше, а служат средством обмена товаров.

Указанные 200 занятий творят состояние государства самых образованных и одаренных природой стран. Богатства являются детьми плодов земли, обработанной людьми. "Уже говорилось, и это правда, что плоды земли, - твердил П. Буагільбер, - а прежде всего хлеб, способствуют возникновению всех других производств".

Эти соображения впоследствии стали характерны для физиократов. Не случайно некоторые экономисты искали источников фізіократизму в произведениях П. Буагільбера. Земля, по его мнению, питает все промышленные занятия. Подобные мысли и высказывания свидетельствуют, что П. Буагільбер был защитником сельского хозяйства и крестьянства, критически относился к глорификации денежного богатства. Иных взглядов придерживался американский государственный деятель Бенджамин Франклин (1706-1790), который написал "Скромное исследование о природе и необходимость бумажных денег". Он считал, что "богатство страны должно оцениваться тем количеством труда, которое ее обитатели способны купить". Итак, Б. Франклин был сторонником трудовой теории ценности.

У истоков этой теории стоял Николас Барбон (1640-1698), который в ряде трудов выступал против меркантилистов. Он также считал, что деньги не являются богатством. Потому Н. Барбон придерживался номіналістичного взгляда на теорию денег. Он был уверен, что люди не имеют полного представления о торговле и деньги, потому что выясняют их изолированно от всей экономической системы. Н. Барбон рассматривал все составляющие торговли, то есть товары, их качество, цену и стоимость, деньги, кредит и процент, выгоды, причины и другие аспекты. Кстати, Н. Барбон дал свое определение товаров, под которым понимал "все те блага, которые пригодны к удовольствие трех главных потребностей человека, а именно: необходимости пищи, одежды и защиты". "Рынок является лучшим судьей стоимости", - твердил Николас Барбон.

Подобных взглядов придерживался английский купец и экономист Дадли Норт (1641-1691). Он выступал против основ политики меркантилизма и защищал идею свободной торговли. "Ни один народ, - писал он, - никогда не стал богатым, применяя искусственные средства, и ничего другого только спокойствие, трудолюбие и деятельность, а также свобода приносят с собой выносливость, торговлю и богатство".

Значительную роль в эволюции экономической мысли от меркантилизма до классической политической экономии отыграл философ и экономист Джон Локк (1632-1704). В своих взглядах на стоимость он колебался между тезисом, что источником стоимости является труд, и утверждению о том, что стоимость определяется полезностью в процессе спроса и предложения. Кроме того, он был сторонником количественной теории денег.

Итак, анализ эволюции теорий и политики меркантилизма, генезиса трудовой теории и зарождение классической политической экономии является ярким подтверждением преемственности в истории экономической теории. Он убедительно свидетельствует о том, что развитие одних экономических взглядов сопровождался зарождением других элементов, которые впоследствии развивались и становились, по крайней мере на некоторое время, ведущими. Это особенно рельефно видно из критики теорий и политики меркантилистов, в которой есть зародыши фізіократизму Ф. Кене и классической политэкономии, наиболее яркими представителями которой были А. Смит и Д. Рикардо. Конечно, в большой мере до возникновения классической политической экономии привели В. Пэтти и П. Буагільбер, но нельзя не учесть и теоретических наработок их современников, которые конкретизировали и формулировали мысли, что развивали следующие поколения экономистов-теоретиков.

 



Назад