Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

10.6. Факторы успеха развития карьеры


В книге Г.В.Щокіна "Как делать карьеру" анализируются результаты опроса 700 руководителей компаний различных отраслей, проведенных проф. Г.Медгерісом (Австралия) и С. Какабадзе (Великобритания). Руководителей попросили проранжировать по степени важности факторы, которые определяли развитие их карьеры. Результаты были такие:

1. Личное желание занять высокую должность. Человек, который не ставит перед собой высоких целей, конечно и не прилагает особых усилий к самосовершенствованию, повышению своей квалификации, продвижению по службе.

2. Умение работать с людьми.

3. Готовность рисковать и брать на себя ответственность за это.

4. Приобретение широкого опыта руководящей работы и выполнения различных функций до 35 летнего возраста.

5. Способность генерировать больше идей по сравнению с коллегами.

6. Умение при необходимости легко менять стиль управления.

7. Высокая профессиональная подготовка.

8. Семейная поддержка и др.

Опросы показали, что формирование руководителей высшего ранга проходит, как правило, в относительно короткий срок - за 6-7 лет, то есть до 35-37 летнего возраста. Это связано с интенсивным накоплением опыта.

Свои личные знания и виды деятельности руководители ранжиру-валы по степени важности таким образом:

  • принятия решений;
  • самодисциплина;
  • аналитические способности;
  • гибкая поведение;
  • умение правильно распределять свое время;
  • знание дела;

Управлять - значит побуждать других к работе. Учиться этом сложном деле желательно уже на ранних этапах карьеры, до 30 летнего возраста. Работникам с высоким потенциалом необходимо целенаправленно давать тяжелые, но посильные задачи, которые требуют коллективных усилий. Предоставить им такую возможность - один из важнейших задач системы повышения квалификации.

Каждой организации желательно иметь специальные должности для кандидатов в менеджеры, на которых они бы выполняли сложную работу, несли полную ответственность за прибыли и убытки, за отдельное подразделение или группу людей.

Очень долго задерживать на одной и той же должности перспективных руководителей вредно (срок определяется конкретно с учетом специфики должности, организации, личности). Для организации этого процесса в каждой организации должен быть план повышения квалификации персонала. Опрашиваемые менеджеры предпочитают коротким, насыщенным курсам, по 2-3 недели один раз в год. Возможные формы обучения: самоподготовка и вечерние занятия.

Будь-яка подготовка должна быть ориентированной на современной и будущее состояние менеджера, потребности организации в целом и отдельного ее работника.

На основе опроса менеджеров исследователи сделали следующий вывод: Не может быть профессионального успеха без высокой коммуникабельности

и умение управлять людьми и делегирование полномочий

Успехи развития карьеры менеджера напрямую связаны с успехами работы трудового коллектива, совершенствованием стиля и методов работы, повышением своих личных и деловых качеств. А все это вместе определяет успехи руководства.

Умение управлять - это не только знания дела. В руководстве важны качества, касающиеся личности самого руководителя - менеджера. Руководитель должен быть личностью. Деловые качества его только тогда могут проявиться полностью, когда они подкреплены видением сущности дела, критичностью суждений, методичности, твердостью и выдержкой.

Искусство управлять не является естественным, такие качества и способности можно развивать. Здесь необходимо отличать знания, полученные при обучении, и практические знания. Одних теоретических знаний недостаточно, нужно еще уметь применять эти знания на практике. Теоретические знания прокладывают путь практике, поэтому руководитель должен постоянно совершенствовать свои знания, если он желает за счет качества руководства добиться успеха как коллектива, так и личного в своей карьере.

Руководство - это многогранный феномен, и тот, кто хочет совершенствоваться в этом, должен знать его основные функции (см. схемы 1,2).

63

Многочисленные дискуссии на тему, каким должно быть руководство - авторитарным, коллегиальным, кооперативным или демократическим - продолжаются и сегодня. Окончательных решений еще нет, потому что всегда есть люди, которые хотят, чтобы им руководили. Они стремятся к этому не только, чтобы постоянно знать что и как делать, но и потому, чтобы таким образом использовать результаты успеха, Достичь которого самостоятельно они не могут. Личный успех сотрудника в основном зависит от того, кто им руководит. Если руководитель занимается только собой, то путь в дальнейшей карьере будет закрытым. Если же руководитель понял, что его труд, его подчиненный также достигает успехов, которыми он гордится, то в результате можно утверждать, что успех достигнут благодаря хорошему руководству.

Руководить это не только отдавать приказы и распоряжения подчиненным. Руководить - это также направлять, организовывать, мотивировать, контролировать, координировать и регулировать работу подчиненных работников.

58

Достижение успеха в организационной деятельности карьеры менеджера

Организационная деятельность менеджера предполагает прежде всего самоорганизацию его действий. Он должен сам полностью показывать образец исполнительной дисциплины и требовательности, стремиться к тому, чтобы его решения были четкими, конкретными и реальными. Учитывать, что совместная деятельность людей, которые организованы в коллективы, дают больший эффект совместных усилий чем полезный результат суммы отдельных работников.

Но положительные результаты коллективных усилий не наступают автоматически. Для того, чтобы этот результат достичь, необходимо организовать совместную работу коллектива, определить функционально связанные действия и отношения в общей деятельности. Поэтому организованным эффектом коллективной деятельности является дополнительный полезный результат, который получен при правильно организованной общей работе.

Организован эффект коллективной деятельности способствует:

  • совершенствованию управления;
  • улучшению морально-психологического климата в коллективе;
  • выявлению новых резервов повышения эффективности труда за счет оптимизации взаимоотношений между работниками;
  • совершенствованию стиля и методов работы руководителя;
  • повышению уровня организаторской работы координирование и концентрации практической деятельности членов коллектива, направленной на выполнение общих задач, стоящих перед работниками.

Конечная цель организаторской работы заключается в обеспечении общей эффективности деятельности коллектива. Поэтому руководитель-менеджер должен ясно осознавать конечную цель, видеть пути к этой цели, понимать свой статус как квалифицированного специалиста, которому в дальнейшем права и который несет ответственность за действия, реализация которых приведет или не приведет к намеченной цели.

То есть менеджер должен иметь структуру своей организаторской деятельности, подчиненных работников, виды работ и взаимоотношения с ними на основе методов единоличного руководства или коллегиальности в зависимости от уровня развития коллектива, условий, цели и времени действий.

Кроме того, для успешной организаторской деятельности менеджеру необходимо иметь особые качества, свойства и способности как руководителя коллектива. Если их нет от природы, они должны развиваться, формируя лидера, который имеет особые качества личности, обеспечивающие успешное овладение искусством руководства.

Современные условия деятельности организаций в конкурентной среде предъявляют качественно новые требования к организаторской деятельности менеджеров, им нужно четко ответить на такие вопросы:

  • Что надо делать?
  • Как распределить работу между сотрудниками?
  • Кого поставить ответственным исполнителем?
  • Которые и как давать указания при выполнении работы? и др.

Современным менеджерам надо учитывать, что структура личности способной к организаторской деятельности состоят из трех необходимых элементов:

1. Общих способностей (голы необходимые, но недостаточные).

2. Специфических свойств (без них нет организатора).

3. Индивидуальных отличий, которые дают возможность определить типы организаторов.

Считается, что только вместе эти три характеристики составляют обобщенную модель организатора как деятеля и что они связаны с направленностью личности, подготовленностью ее к организаторской деятельности и рядом личных качеств, которые можно назвать общими качествами. Эти качества в структуре личности организатора проявляются не только в способных людей, но и у тех, кто организатором может и не будет. Такие общие качества приведены на схеме.

Общие качества личности менеджера

№ п/п

Название качества

Содержание качества

1.

Практичность ума

Способность применять знания, опыт в жизни в различных ситуациях

2.

Глубина ума

Способность доходить до сути явлений, видеть их причины и последствия, определять главное.

3.

Коммуникабельность

Открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с другими

4.

Активность

Умение действовать энергично, настойчиво при решении практических задач

5.

Инициативность

Особый творческий проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость

6.

Настойчивость

Проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца

7.

Самоволодіння

Способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях

8.

Работоспособность

Выносливость, способность выполнять напряженную работу длинный время и не уставать

9.

Наблюдательность

Умение видеть, мгновенно заменить нечто особенное, сохранить в памяти подробности

10.

Организованность

Способность подчинить себя до необходимого режима, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность

11.

Самостоятельность

Независимость в принятии решений, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность

К специфическим организаторских качеств, без которых нет организатора относится організаторське чувства. Под ним понимается следующее:

  • способность быстро и глубоко распознавать психологию другого человека;
  • способность изменять тон в общении;
  • способность находить форму общения;
  • способность использовать средства и мотивы действия;
  • способность легко определить, на что способен тот или иной работник;
  • способность легко чувствовать изменения во взаимоотношениях в коллективе;
  • умело характеризовать людей, находить их симпатии и антипатии.

Исходя из перечисленных специфических организаторских свойств (чувства) можно сформулировать такие организаторские способности менеджера:

59

Индивидуальные отличия менеджеров дают возможность определить такие типы организаторов:

1. По уровню (диапазоном) управления:

  • высшего - руководители организаций;
  • среднего - руководители структурных подразделений организаций;
  • низшего - руководители секторов, групп, бригад организации.

2. При наличии практического опыта руководящей работы:

  • молодые руководители - со стажем руководящей работы до 5 лет;
  • опытные руководители - со стажем руководящей работы от 5 до 10 лет;
  • высокопрофессиональные руководители - со стажем руководящей работы более 10 лет.

3. По возрастным признакам:

  • руководители в возрасте до 35 лет;
  • руководители в возрасте от 35 до 45 лет;
  • руководители в возрасте старше 45 лет.

4. По половым признакам:

  • руководители мужчины;
  • руководители женщины.

5. За наличием специального образования:

  • руководители без высшего специального образования;
  • руководители с высшим специальным образованием;
  • руководители с ученой степенью.

В структуре индивидуального подхода в организаторской деятельности менеджера важен психологический такт. Он показывает способности менеджера найти подход к людям с уважливістю, уважением, чуткостью, умением выбирать единственно верное средство отношений с работником, тонкости восприятия субъективных особенностей людей.

Если менеджер проявил психологический такт, нашел верный тон разговора, использовал долю иронии, чтобы сбить, потушить зарождавшийся вспышка и это моментальная реакция, то такой менеджер способен обеспечить единство организаторской деятельности в различных сложных и непредсказуемых условиях деятельности организации.

Психологический такт менеджера - это умение всегда оставаться самим собой, сохранять личные качества, тогда люди будут понимать и доверить ему. Важную роль в работе менеджера имеет интуиция, как чувство, догадка истины, основанная на предыдущем опыте, без логического размышления. Задача менеджера заключается в том, чтобы интуитивное сделать осознанным. В организаторской работе менеджер влияет на подчиненных своим примером, словом, убеждениями, доказывая их логическую последовательность, объясняя и объясняя, что и как надо делать.

Менеджерам нужно учитывать, что способность влиять на других выражается в требовательности организатора. Под требовательностью подразумевается не случайное, эпизодическое, одноразовое возникновения требования, а постоянный стабильная требовательность как к себе, так и к подчиненным в одинаковой мере.



Назад