Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

11.1. Виды обращений граждан и требования к ним


Закон Украины " Об обращениях граждан" регулирует вопросы практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права:

1) вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статуса предложения об улучшении их деятельности;

2) вскрывать недостатки в работе;

3) обжаловать действия должностных лиц государственных и общественных органов.

Закон обеспечивает гражданам Украины возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности предприятий, для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения.

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональным обязанностям с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.

Военнослужащие, работники органов внутренних дел и государственной безопасности имеют право подавать обращения, которые не касаются их служебной деятельности.

Под обращениями граждан понимаются изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Предложение (замечание) - обращения граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление (ходатайство) - обращения граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности.

Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.

Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушение действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

К решений, действий (бездействия), которые могут быть обжалованы, принадлежат такие в сфере управленческой деятельности, в результате которых:

1) нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан);

2) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов или свобод;

3) незаконно возложена на гражданина какие-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Требования к обращения граждан:

  • обращения адресуются органам государственной власти и местного самоуправления, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, объединения граждан, предприятиям или должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • в обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования;
  • обращение может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, присланным по почте или переданным гражданином соответствующего органа, учреждения лично или через уполномоченное им лицо, если эти полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством;
  • обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное);
  • письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты.

Обращение, оформленное без соблюдения вышеуказанных требований, возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Обращаться можно к органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, предприятий, должностных лиц на русском или другом языке, приемлемом для сторон.

Решения по обращениям граждан и ответы на них оформляются в соответствии с требованиями законодательства о языках. Такие решения и ответы могут быть изложены в переводе на язык общения заявителя.

Обращение, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.

Запрещается отказ в принятии и рассмотрении обращения со ссылкой на политические взгляды, партийную принадлежность, пол, возраст, вероисповедание, национальность гражданина, незнание языка обращения.

Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти, местного самоуправления, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан, предприятиями или должностными лицами обращении, не входят в их полномочий, оно в срок не более пяти дней пересылается ними по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается гражданину, подавшему обращение. В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями.

Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются.

Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решен по существу, а также те обращения с просроченным сроком рассмотрения и обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.

Запрещается преследование граждан и членов их семей за представление обращение к органам государственной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, предприятий, должностных лиц за критику в обращении их деятельности и решений.

Никто не может быть принужден к представление собственного или подписания коллективного обращения или участия в акциях в поддержку обращений других лиц или организаций.

Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную или иную тайну, охраняемую законом, и другой информации, если это ущемляет права и законные интересы граждан. Не допускается выяснения данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанное в устной форме или указанное в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилию, место жительства и работы.



Назад