Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

11.4. Правила обращения в Европейскую Комиссию по правам человека


Для того, чтобы Ваша заявка была принята к рассмотрению Европейской Комиссией, необходимо хорошо знать, понимать и придерживаться таких правил:

1. Комиссия рассматривает петиции, направленные на адрес Секретаря Комиссии от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые подтверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией (ст. 25). При этом не имеет значения, как Вы назовете свое обращение в Комиссию: заявлению, петицией или жалобой.

2. Комиссия рассматривает только те жалобы, которые направлены против государств, которые подписали и ратифицировали Конвенцию, и относятся к событий, наступивших после ратификации Конвенции этими государствами. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один украинский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав состоялся до ратификации Украиной Конвенции и не выполнены условия, изложенные в пункте 5.

3. Комиссия рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней. В других случаях жалобы отклоняются. Необходимо при этом иметь в виду, что большинство социально-экономических прав не за лени в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

4. Основанием для принятия жалобы к рассмотрению является исчерпание всех внутригосударственных правовых средств защиты (ст. 26). Содержание этой важной процессуального требования Европейский Суд по правам человека разъяснил в одном из первых своих решений. Он отметил, что система защиты прав человека, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарная, то есть вспомогательная, что воплощено в установленном ею процессуальном правиле: лицо имеет право жаловаться в Совет Европы, только если осуществлен все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Это значит, что защита прав человека должны обеспечивать в первую очередь государственные органы, включая национальные суды, что обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности.

5. Особое внимание стоит обратить на правило, согласно которому Комиссия может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (ст. 26).

6. Комиссия не рассматривает жалобы, которые:

  • являются анонимными;
  • по сути, теми же, что были уже рассмотрены Комиссией ранее или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новой информации;
  • являются необоснованными;
  • представляют собой злоупотребление правом подачи петиции (ст. 27).

7. Поскольку Комиссия рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, она не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.

Комиссия может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из списка дел, то есть определить ее как неприемлемое, если сделан вывод о том, что:

  • жалоба не соответствует вышеуказанным правилам и поэтому неприемлемо для рассмотрения;
  • заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
  • вопрос был решен или по любой другой причине, если Комиссия учтет неоправданным рассмотрение петиции.

Комиссия может принять решение восстановить жалобу в списке дел, если она учтет, что обстоятельства оправдывают такой шаг.

Решение Комиссии о приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может подать на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства.

В случае принятия дела к рассмотрению Комиссия проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного разрешения спора.

Если усилия Комиссии направлены на дружественное урегулирование спора увенчаются успехом, она направляет доклад государству, против которого была направлена жалоба, Комитета Министров Совета Европы и Генеральному Секретарю Совета Европы для опубликования. Этот доклад ограничивается кратким изложением фактов и результатам достигнутого урегулирования. На этом процедура рассмотрения спора заканчивается.

Если дружественного урегулирования спора достичь не удается, Комиссия готовит доклад с изложением фактов по делу своей позиции по предмету спора для передачи государству, против которого была подана жалоба, и Комитета Министров Совета Европы. Стороны в споре не в праве публиковать этот доклад.

После этого Комиссия или заинтересованное государство в течение трех месяцев могут передать дело в Европейский Суд по правам человека. Решение Суда принимается простым большинством и должно носить мотивированный характер. Оно не подлежит обжалованию и обязательное к исполнению государством, допустившее нарушение Конвенции. Контроль за исполнением судебного решения осуществляет Комитет Министров Совета Европы.

Если дело не было передано в Европейский Суд заинтересованным государством или Комиссией по правам человека, то Комитет Министров большинством в две трети голосов может вынести решение, которое это может быть обжаловано относительно того, имело ли место нарушение положений Европейской конвенции, а также назначить срок государству для принятия соответствующих мер и контролирует их выполнение.

Процесс рассмотрения жалобы Европейской Комиссией не предполагает никаких расходов, потому что процедура бесплатна и не требует обязательного участия адвоката (однако его участие рекомендуется).

Комиссия имеет право предоставлять бесплатную юридическую помощь автору жалобы, который не имеет достаточных средств. Истец, в этом случае должен подтвердить отсутствие у него необходимых средств документально.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ АНКЕТЫ

Заполненный формуляр будет подготовленной петицией жалобой (заявлением) в Комиссию. Это будет основанием для рассмотрения дела заявителя. В связи с этим необходимо заполнить формуляр полно и аккуратно.

Формуляр содержит в себе 9 частей. В формуляре излагаются сведения, требуемые в соответствии со статьей 25 Конвенции, а также статей 43 и 44 Правил Процедуры Комиссии.

В части И "Стороны " указываются следующие сведения:

Фамилия заявителя

Имя и отчество

Гражданство

Специальность

Дата и место рождения

Постоянный адрес

Номер телефона

Адрес, по которому заявитель проживает в настоящее время

Фамилия, имя и отчество представителя

Специальность представителя

Адрес представителя

Номер телефона представителя

Высокая договаривающаяся сторона, против которого подано заявление.

В случае, если ходатайство подается более чем одним заявителем, необходимо предоставить информацию о каждом из них. Этот представитель (представители) имеет проживание в одной из стран, которые присоединились к Конвенции.

В части II "Изложение фактов "

необходимо четко изложить все факты в той последовательности, в которой они имели место.

В части III

дается описание нарушений положений Конвенции и приводятся соответствующие аргументы.

Часть IV "Выполнение положений cm. 26 Конвенции "иге содержать сведения: конечное решение (дата, суд, копия решения), другие решения (предоставляются в хронологическом порядке), существуют ли другие инстанции, в которые может обратиться заявитель, и почему он не использовал такую возможность.

В части V " Предмет петиции"

необходимо указать, каких результатов ждет заявитель.

В части VI " Процедуры в других международных инстанциях "

необходимо указать ли направлялись жалобы, заявления в другие международные инстанции, что является предметом этой петиции.

В части VII "Список документов "

необходимо приложить копии всех решений по делу. Документы адресату не возвращаются, поэтому ни в коем случае не нужно отправлять оригиналы.

В части VIII

необходимо указать, на каком языке заявитель имеет желание переписываться с Комиссией. Заполняя эту позицию, следует иметь в виду, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский.



Назад