Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

12.1. Сущность понятия коммерческой тайны


Суть понятия коммерческой тайны в таких положениях: это любая деловая информация, которая имеет действительную или потенциальную ценность для предприятия по коммерческим причинам, разглашение которой может нанести ущерб предприятию. Она не является общеизвестной или общедоступной на законных основаниях. Эти сведения соответствующим образом сказываются, а фирмой осуществляются надлежащие меры по сохранению ее конфиденциальности. Эта информация не является государственным секретом и не защищается авторским и патентным правом. Эта информация не касается негативной деятельности предприятия, которая может наносить вред обществу (нарушений законов и неэффективной работы, административных ошибок, загрязнение окружающей среды и т.п.).

27 марта 1991 года Верховной Радой Украины был принят Закон "О предприятиях в Украине". Согласно части И статьи 30 настоящего Закона "под коммерческой тайной предприятия имеют в виду сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам".

Кроме того, в статье 30 раздела 2 Закона Украины "Об информации" от 2.10.1992 г. дано определение конфиденциальной информации: "Конфиденциальная информация - это сведения, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию, в соответствии с предусмотренными ими условиями".

Вместе с тем, 9 августа 1993 года Кабинетом Министров Украины в соответствии с частью второй статьи 30 Закона Украины "О предприятиях в Украине" утвержден перечень сведений, которые не составляют коммерческую тайну:

• учредительные документы, документы, разрешающие заниматься предпринимательской или хозяйственной деятельностью и ее отдельными видами;

  • информация по всем установленным формам государственной отчетности;
  • данные, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • сведения о количестве и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежей, информация о загрязнении окружающей природной среды, несоблюдение безопасности условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также другие нарушения законодательства Украины и размерах причиненного при этом ущерба;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сведения, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат оглашению.

В соответствии с этим постановлением предприятия обязаны подавать перечисленные сведения органам государственной исполнительной власти, контролирующим и правоохранительным органам, другим юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством, по их требованию.

Таким образом, коммерческая тайна - это производственная, научно-техническая, управленческая, финансовая и иная документированная информация, которую используют для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращения потери, получение добросовестной преимущества над конкурентами), которую предприниматель считает конфиденциальной. К конфиденциальной информации относятся прежде всего идеи, изобретения, открытия, технологии, индивидуальные детали коммерческой деятельности, которые позволяют успешно конкурировать, прибыль фирмы и др.

К условиям, при которых информация может быть отнесена к коммерческой тайне относятся:

  • действительна ли потенциальная коммерческая ценность информации в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • отсутствие свободного доступа к этой информации на законной основе;
  • прием владельцем информации необходимые меры к охране ее конфиденциальности. Обеспечения сохранности конфиденциальной информации коммерческого предприятия требует соблюдения следующих условий:
  • определение сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия;
  • обеспечение порядка их защиты. Если эти условия не будут выполнены, то предприятие не будет иметь законной основы для привлечения к ответственности работников за распространение или передача сведений, которые составляют коммерческую тайну.

Сведения коммерческой тайны предприятия можно условно разделить на два больших блока: 1) научно-техническая (технологическая) информация; 2) деловая информация.

Научно-техническая информация содержит: сведения о конструкции машин и оборудования; схемы; используемые материалы; рецептуры; методы и способы производства (особенно про новые изделия, разрабатываемые); новые технологии, направления модернизации известных технологий, процессов и оборудования; программное обеспечение ПК. Деловая информация содержит:

  • сведения о финансовую сторону деятельности предприятия, кроме финансовых отчетов (состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты и др.);
  • сведения о размере прибыли, себестоимости производимой продукции и др.;
  • планы развития предприятия (тактические и стратегические);
  • планы и объемы реализации продукции (планы маркетинга, данные о характере и объем торговых операций, об уровне цен, наличие товаров);
  • анализ конкурентоспособности производимой продукции, эффективность экспорта и импорта, время выхода на рынок, что предлагается;
  • планы рекламной деятельности;
  • списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов, сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовое положение, проведенных операциях и объемах, условиях действующих и новых контрактов и др.

Перечень и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, сроки конфиденциальности, порядок защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяются руководителем организации. Руководитель может привлечь для проведения этой работы специалистов-аналитиков.

Основная цель защиты конфиденциальной информации заключается в том, чтобы, как говорят профессионалы, предотвратить распространение ее к конкурентам. В некоторых случаях требуется защита и "чужих" коммерческих секретов, которые могут быть доверены предприятию другими лицами, организациями. Отсутствие такой защиты может оставить предприятие без выгодных партнеров, клиентов.

Обеспечение защиты коммерческой тайны содержит:

  • установление правил отнесения информации к коммерческой тайне;
  • разработку и доведение до лиц, допущенных к сведений, которые составляют коммерческую тайну, инструкций за соблюдением режима конфиденциальности;
  • ограничение доступа к носителей информации, которые содержат коммерческую тайну;
  • использование организационных, технических и других средств конфиденциальной информации;
  • осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны коммерческой тайны.

Как и все сотрудники фирмы, менеджер должен при поступлении на работу подписать обязательство о неразглашении коммерческой тайны (об ответственности за ее сохранение).

В этом документе основными являются следующие обязанности:

1) не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, которые будут доведены ли станут известны при исполнении служебных обязанностей, в том числе, в течение определенного срока после увольнения из фирмы;

2) соблюдать доведенных до сведения сотрудника требований по защите коммерческой тайны;

3) не использовать сведения, которые составляют коммерческую тайну, без согласия на это собственника;

4) не иметь никаких обязанностей перед другими лицами и предприятиями.

За информированностью менеджеры большинства предприятий является вторые лица после руководителя. Менеджер имеет доступ к самым разнообразным источникам информации. Он может ее получать:

  • организовывая различные парады, приемы, переговоры;
  • принимая и обрабатывая корреспонденцию;
  • составляя и контролируя исполнения документов;
  • проводя телефонные переговоры;
  • принимая посетителей и др.

Менеджер является основной фигурой для лиц, производящих разнообразную информацию. Поэтому ему необходимо проявлять разумную осмотрительность в разговорах с потенциальными партнерами или клиентами, для которых любая информация может оказаться важной.

Менеджер часто должен отвечать на разные вопросы. Нужно все время четко проводить грань: обычные, рядовые вопросы и вопросы "скользящие", ответы на которые раскрывают конфиденциальные стороны работы фирмы. В этом случае нужно спросить себя: "имеет Ли право собеседник знать данную информацию? Необходима ли она ему в работе?". На "скользящие" вопросы ответы должны быть уклончивые. Хотя по рекомендациям японских специалистов, самая умная ответ на подобный вопрос - "не знаю", а по деловой этикой такой ответ для менеджеров нежелательна. Можно также порекомендовать собеседнику обратиться с этим вопросом к руководителю фирмы.

В большинстве конфиденциальной информации необходимо руководствоваться рекомендациями руководителя фирмы или службы безопасности предприятия. Менеджер по роду своей деятельности должен знать, кто к какой информации или оборудование имеет допуск и придерживаться установленных правил. И если, например, рядовой работник фирмы вдруг заинтересовался конфиденциальным документом, нужно быстро и тактически остановить эту попытку.

Особенно внимательным нужно быть к предметам, которые "забывают" посетители. Обычный блокнот, фломастер, портмоне или другие предметы могут оказаться техническими устройствами для подслушивания и "снятия" самой важной информации, например, сразу после переговоров и выхода посетителей. Нельзя оставлять посетителей в кабинете самих, так как профессионалы могут легко в течение секунды установить подслушивающее устройство. Все оставлены ли найденные предметы нужно быстро передать в службу безопасности предприятия. Разобраться с ними - задача специалистов.

Менеджер, как и другие работники фирмы, должен осознавать значимость конфиденциальной информации для успешной работы и процветания фирмы, а также знать о приемы и методы, которыми могут пользоваться конкуренты по сбору такой информации.

Существуют испытанные на практике рекомендации по защите конфиденциальной информации.

Для ограничения доступа к информации коммерческой тайны руководитель издает специальный приказ о введении "Перечня сведений, которые содержат коммерческую тайну предприятия", меры по охране этих сведений, устанавливает круг лиц, имеющих доступ к этой информации, и правила работы с документами, имеющими гриф "Коммерческой тайны". Сотрудники предприятия должны под расписку ознакомиться с приказом и приложениями к нему.

Примерно перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия может быть таким:

  • объемы кредитов, что получила или хочет получить фирма;
  • названия фирм-контрагентов;
  • объемы производства (месяц, квартал, год);
  • объемы прибыли (месяц, квартал, год);
  • распределение прибыли;
  • цели, задачи, тактика переговоров с партнерами;
  • условия коммерческих контрактов, услуг;
  • степень заинтересованности в приобретении товаров или услуг;
  • заработная плата работников фирмы;
  • характер и репутация персонала фирмы;
  • регионы сбыта продукции;
  • направления маркетинговых исследований фирмы.

В случае необходимости этот перечень может быть дополнен и также заверенный подписью руководителя с проставлением новой даты.



Назад