Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

13.2. Порядок отнесения информации к государственной тайне


К государственной тайне относится информация:

1) в сфере обороны:

  • о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовку и проведение военных операций, стратегическое и мобилизационном развертывании войск, а также другие важнейшие показатели, характеризующие организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружения и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
  • о направлениях развития отдельных видов вооружения, военной и специальной техники, их количество, тактико-технические характеристики, организацию и технологию производства, научные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с разработкой новых образцов вооружения, военной и специальной техники, или их модернизацию, а также другие работы, планируемых или осуществляемых в интересах обороны страны;
  • о силах и средствах Гражданской обороны Украины, возможности населенных пунктов, регионов и отдельных объектов для защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • о геодезических, гравиметрических, картографические и гидрометеорологические данные и характеристики, которые имеют значение для обороны страны;

2) в сфере экономики, науки и техники:

  • о мобилизационные планы и мобилизационные мощности хозяйства Украины, запасы и объемы поставок стратегических видов сырья и материалов, а также сводные сведения о номенклатуре и уровни накопления; об общих объемах поставок, отпуска, закладки, освежения, размещения и фактические запасы государственного резерва;
  • об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства в интересах обеспечения ее безопасности;
  • о планах, содержание, объем, финансирования и исполнения государственного заказа для обеспечения нужд обороны и безопасности;
  • о планах, объемы и другие важнейшие характеристики добычи, производства и реализации отдельных стратегических видов сырья и продукции;
  • о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операции, связанные с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранением, охраной и защитой от подделки, оборотом, обменом или изъятием из обращения, а также другие особые меры финансовой деятельности государства;
  • о научные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, имеющих важное оборонное или экономическое значение или существенно влияют на внешнеэкономическую деятельность и национальную безопасность Украины;

3) в сфере внешних отношений:

  • о директивы, планы, указания - делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленные на обеспечение ее национальных интересов и безопасности;
  • о военном, научно-техническое и иное сотрудничество Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом будет наносить ущерб национальной безопасности Украины;
  • об экспорте и импорте вооружения, военной и специальной техники отдельных стратегических видов сырья и продукции;

4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка:

  • об личный состав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • о средствах, содержание, планы, организацию, финансирование и материально-техническое обеспечение, формы, методы и результаты оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность; о составе и конкретных лиц, которые являются негласными штатными работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • об организации и порядке осуществления охраны административных зданий и других государственных объектов, должностных и других лиц, охрана которых осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";
  • о системе правительственной и специальной связи;
  • о организацию, содержание, состояние и планы развития криптографической защиты секретной информации, содержание и результаты научных исследований в области криптографии;
  • об системы и средства криптографической защиты секретной информации, их разработка, производство, технологию изготовления и использования;
  • о государственных шифрах, их разработка, производство, технологию изготовления и использования;
  • об организации режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, государственные программы, планы и другие мероприятия в сфере охраны государственной тайны;
  • о организацию, содержание, состояние и планы развития технической защиты секретной информации;
  • о результатах проверок, осуществляемых в соответствии с законом прокурором в порядке соответствующего надзора за соблюдением законов, и о содержании материалов дознания, досудебного следствия и судопроизводства по вопросам, указанных в этой статье сфер;
  • про другие средства, формы и методы охраны государственной тайны.

Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степеням секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" лишь при условии, что они принадлежат к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, и их разглашение будет наносить ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим будут сужаться объем и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наноситься вред здоровью и безопасности населения.

Не относится к государственной тайне информация:

1) о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

2) об аварии, катастрофы, опасные природные явления и другие чрезвычайные события, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;

3) о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, в том числе питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

4) о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина;

5) о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

6) иная информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть засекречена.

Государственный эксперт по вопросам тайн осуществляет в соответствии с требованиями настоящего Закона отнесение информации в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка к государственной тайне, изменение степени секретности этой информации и ее рассекречивание.

Выполнение функций государственного эксперта по вопросам тайн на конкретных должностных лиц возлагается:

  • в Верховной Раде Украины - Председателем Верховной Рады Украины;
  • в других органах государственной власти - Президентом Украины по представлению руководителя соответствующего государственного органа.

Вмешательство в деятельность государственного эксперта по вопросам тайн лица, которому по должности его подчинено, не допускается.

Государственный эксперт по вопросам тайн в соответствии с возложенными на него задачами:

1) определяет:

  • основания, по которым информацию должно быть отнесены к государственной тайне;
  • основания и целесообразность отнесения к государственной тайне информации о изобретения (полезные модели);
  • целесообразность отнесения к государственной тайне информации о изобретения (полезные модели), которые имеют двойное применение, на основании сравнительного анализа эффективности целевого использования и с согласия автора (владельца пакета);
  • степень секретности информации, отнесенной к государственной тайне;
  • орган государственной власти (органы), которому предоставляется право принимать решение относительно круга субъектов, имеющих доступ к секретной информации;

2) дает заключение относительно вреда национальной безопасности Украины в случае разглашения конкретной секретной информации;

3) устанавливает и продлевает срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне с указанием даты ее рассекречивания;

4) позволяет Службе безопасности Украины выводы об изменении степени секретности информации и отмены решения об отнесении ее к государственной тайне в случае, если основания, на которых эта информация была отнесена к государственной тайне, перестали существовать;

5) утверждает по согласованию со Службой безопасности Украины развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, изменения в них, контролирует соответствие содержания этих перечней Свода сведений, составляющих государственную тайну;

6) рассматривает предложения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан и отдельных граждан относительно отнесения информации к государственной тайне и ее рассекречивание;

7) утверждает выводы относительно осведомленности с государственной тайной граждан, которые имеют или имели допуск к государственной тайне;

8) контролирует обоснованность и правильность предоставления документам, изделиям и другим материальным носителям информации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, соответствующего грифа секретности, своевременность изменения такого грифа и рассекречивание этих носителей с предоставлением им реквизита "рассекречены";

9) принимает участие:

  • в разработке критериев определения ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации;
  • в проведении экспертизы относительно определения важности секретной информации по фактам ее разглашение или потери материальных носителей такой информации.

Государственный эксперт по вопросам тайн под нас исполнение покладених на него функций обязан:

1) согласовывать с помощью Службы безопасности Украины свои выводы об отмене решений об отнесении информации к межгосударственных секретов с соответствующими должностными лицами государств - участников международных договоров Украины о взаимном обеспечения сохранности межгосударственных секретов и сообщать им о принятых решениях относительно отнесения информации к государственной тайне, на которую распространяется действие этих договоров;

2) подавать Службе безопасности Украины не позднее чем через десять дней с момента подписания решения об отнесении сведений к государственной тайне и выводы об отмене этих решений, а развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, - в тот же срок с момента их утверждения;

3) рассматривать предложения Службы безопасности Украины об отнесении информации к государственной тайне, ее рассекречивания, проведение экспертизы по определению степени секретности сведений, принятия решений в связи с окончанием срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне;

4) предоставлять соответствующий гриф секретности решением об отнесении информации к государственной тайне и выводам об отмене этих решений в зависимости от важности их содержания;

5) участвовать в заседаниях экспертов по вопросам тайн.

Государственный эксперт по вопросам тайн имеет право:

1) беспрепятственно проводить проверку исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в сфере его деятельности, решений об отнесении информации к государственной тайне, выводов об отмене этих решений, соблюдение порядка засекречивание информации и в случае выявления нарушений давать обязательные для исполнения предписания об их устранении;

2) создавать экспертные комиссии из специалистов и ученых, имеющих допуск к государственной тайне, для подготовки проектов решений об отнесении информации к государственной тайне, снижение степени ее секретности и отмены указанных решений;

3) отменять необоснованные решения о предоставлении носителя информации грифа секретности, изменении или отмене этого грифа;

4) ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают законодательство Украины о государственной тайне;

5) получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для выполнения своих функций.

Государственным экспертам по вопросам тайн, а также специалистам, которые привлекаются к подготовке решений и заключений государственных экспертов по вопросам тайн, устанавливаются дополнительные выплаты в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Государственный эксперт по вопросам тайн несет персональную ответственность за законность и обоснованность своего решения об отнесении информации к государственной тайне или выводу о снижении степени секретности такой информации или отмены решения об отнесении ее к государственной тайне, а также за умышленное непринятие решения о отнесение к государственной тайне информации, разглашение которой может нанести ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Порядок отнесения информации к государственной тайне

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.

Государственный эксперт по вопросам тайн относит информацию к государственной тайне по вопросам, принятие решений по которым относится к его компетенции в соответствии с должностью. В случае, если принятие решения об отнесении информации к государственной тайне относится к компетенции нескольких государственных экспертов по вопросам тайн, оно по инициативе государственных экспертов или по предложению Службы безопасности Украины принимается коллегиально и принимается простым большинством голосов. При этом каждый эксперт имеет право изложить свое мнение.

Информация считается государственной тайной со времени опубликования Свода сведений, составляющих государственную тайну, в список которого внесена эта информация или изменения к нему в порядке, установленном настоящим Законом.

В решении государственного эксперта по вопросам тайн указываются:

1) информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям;

2) основания для отнесения информации к государственной тайне и обоснование вреда национальной безопасности Украины в случае ее разглашения;

3) степень секретности указанной информации;

4) объем финансирования мероприятий, необходимых для охраны такой информации;

5) орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, который внес предложение о отнесения этой информации к государственной тайне, и орган государственной власти (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации;

6) срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне.

Решение об отнесении информации к государственной тайне принимается государственным экспертом по вопросам тайн не позднее одного месяца со дня получения обращения соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

Решение государственного эксперта об отнесении информации к государственной тайне подлежит регистрации Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну.

Заключение государственного эксперта по вопросам тайн об отмене решения об отнесении информации к государственной тайне является основанием для изъятия информации из Свода сведений, составляющих государственную тайну. Этот вывод вступает в силу с момента внесения Службой безопасности Украины изменений к Свода сведений, составляющих государственную тайну.

Решение (заключение) государственного эксперта (экспертов) по вопросам тайн, выданное в пределах его (их) полномочий и зарегистрировано Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну, является обязательным для выполнения на территории Украины.

Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.

Изменения в Свода сведений, составляющих государственную тайну, публикуются не позднее трех месяцев со дня получения Службой безопасности Украины соответствующего решения или заключения государственного эксперта по вопросам тайн.

Образцы форм решений (заключений) государственных экспертов по пи-таньтаємниць, порядок и механизм формирования Свода сведений, составляющих государственную тайну, и его опубликования определяются Кабинетом Министров Украины.

На основании и в пределах Свода сведений, составляющих государственную тайну, с целью конкретизации и систематизации данных о секретную информацию органы государственной власти создают отраслевые или ведомственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, а также могут создавать межотраслевые или межведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, по инициативе и согласованию с заказчиком работ, связанных с государственной тайной, могут создавать собственные развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну. Такие перечни согласовываются со Службой безопасности Украины, утверждаются государственными экспертами по вопросам тайн и регистрируются в Службе безопасности Украины.

Развернутые перечни сведений, составляющих государственную тайну, не могут противоречить Свода сведений, составляющих государственную тайну.

В случае внесения в Свода сведений, составляющих государственную тайну, или до развернутых перечней этих сведений информации, которое не соответствует категориям и требованиям, или нарушение установленного порядка отнесения информации к государственной тайне заинтересованные граждане и юридические лица имеют право обжаловать соответствующие решение в суд. С целью недопущения разглашения государственной тайны судебное рассмотрение жалоб может проводиться в закрытых заседаниях.

Срок действия решения об отнесении информации к государственной тайне

Срок, в течение которого действия решения об отнесении информации к государственной тайне, устанавливается государственным экспертом по вопросам тайн с учетом степени секретности информации, критерии определения которого устанавливаются Службой безопасности Украины, и других обстоятельств. Он не может превышать для информации со степенью секретности "особой важности" - 30 лет, для информации "совершенно секретной" - 10 лет, для информации "секретно" - 5 лет.

После окончания предусмотренного срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт по вопросам тайн делает вывод об отмене решения об отнесении ее к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах сроков, установленных частью первой настоящей статьи.

Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне.

Повышение или снижение степени секретности информации и отмены решения об отнесении ее к государственной тайне осуществляются на основании заключения государственного эксперта по вопросам тайн или на основании решения суда и оформляются Службой безопасности Украины путем внесения соответствующих изменений в Свода сведений, составляющих государственную тайну.

Информация считается государственной тайной с более высокой или более низкой степенью секретности или такой, что не составляет государственной тайны, со времени опубликования соответствующих изменений в Свода сведений, составляющих государственную тайну.



Назад