Электронная онлайн библиотека

 
 Организация труда менеджера

13.4. Охрана государственной тайны


С целью охраны государственной тайны внедряются:

1) единые требования к изготовления, использования, хранения, передачи, транспортировки и учета материальных носителей секретной информации;

2) разрешительный порядок осуществления органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями деятельности, связанной с государственной тайной;

3) ограничения обнародования, передачи другому государству или распространение другим путем секретной информации;

4) ограничения относительно пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, их доступа к государственной тайне, а также расположение и перемещение объектов и технических средств, принадлежащих им;

5) особенности осуществления органами государственной власти их функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной тайной;

6) режим секретности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной;

7) специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайне;

8) технический и криптографической защиты секретной информации.

Единые требования к изготовления, учета, использования, хранения, сохранности, передачи и транспортировки материальных носителей секретной информации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.

Предоставление разрешения осуществляется на основании заявок органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и результатов специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. С целью определения наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, Служба безопасности Украины может создавать специальные экспертные комиссии, в состав которых вводить специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями. Результаты специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, оформляются соответствующим актом.

Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям по результатам специальной экспертизы при условии, что они:

1) в соответствии с компетенцией, государственных задач, программ, заказов, договоров (контрактов) принимают участие в деятельности, связанной с государственной тайной;

2) имеют помещения для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и других материальных носителей секретной информации, отвечающих требованиям по обеспечению секретности указанных работ, исключают возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантируют сохранность носителей секретной информации;

3) соблюдаются предусмотренных законодательством требований режима секретности работ и других мероприятий, связанных с использованием секретной информации, порядке допуска лиц к государственной тайне, приема иностранных граждан, использования государственных шифров и криптографических средств и т.п.;

4) имеют режимно-секретный орган.

Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, должны быть знакомы с действующим законодательством о государственной тайне.

Срок действия разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, устанавливается Службой безопасности Украины и не может превышать 5 лет. Его продолжительность зависит от объема работ (деятельности), осуществляемых органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, степени секретности и объема связанных с ними работами (деятельностью) сведений, составляющих государственную тайну.

Разрешение на проведение деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменен Службой безопасности Украины на основании акта проведенной ею проверки, выводы которого содержат данные о несоблюдении органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, которые проводят деятельность, связанную с государственной тайной, по результатам специальной экспертизы предоставляют соответствующие категории режима секретности, указываются Службой безопасности Украины в разрешениях на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставлен указанный в этой статье разрешение, приобретают права на доступ к конкретной секретной информации в соответствии с решением органов государственной власти, уполномоченных государственным экспертом по вопросам тайн принимать такие решения. По согласованию с этими органами осуществляется передача секретной информации или ее материальных носителей органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, которые имеют разрешение на проведение деятельности, связанной с государственной тайной.

Порядок предоставлении, переоформлении, приостановлении действия или отмене разрешения на проведение деятельности, связанной с государственной тайной, форма акта специальной экспертизы о наличии условий для проведения деятельности, связанной с государственной тайной, форма разрешения на проведение деятельности, связанной с государственной тайной, и категории режима секретности устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Режимно-секретные органы

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, с целью разработки и осуществления мероприятий по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно-секретные органы (далее - РСО).

Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины.

В состав РСО входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подразделения, непосредственно обеспечивающих охрану государственных тайн, в зависимости от специфики деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО.

Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен доступ к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ, не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Принятие к РСО временных работников не допускается.

Основными задачами РСО є :

а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;

б) своевременное разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мероприятий, обеспечивающих охрану государственной тайны;

в) предотвращение разглашения секретной информации, случаев потерь материальных носителей этой информации, овладению секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлено допуска к ней;

г) выявления и закрытия каналов просрочки секретной информации в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации;

д) обеспечение внедрения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и во время осуществления внешних отношений;

ж) организация секретного делопроизводства;

есть) осуществление контроля за состоянием режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на вверенных им объектах.

РСО имеют право:

а) требовать от всех работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неукоснительного выполнения требований законодательства относительно обеспечения охраны государственной тайны;

б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО вносить предложения относительно структуры и численности работников этих органов;

в) принимать участие в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений относительно выплаты в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;

г) привлекать специалистов органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мероприятий по охране государственной тайны;

д) осуществлять проверки состояния и организации работы по вопросам защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в подразделениях органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;

есть) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах сотрудников, имеющих допуск к государственной тайне, содержимого спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданів, спецпапок и т.д.), наличия документов, изделий и других материальных носителей секретной информации;

есть) ставить перед руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопрос о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности в соответствии с законом, а также давать рекомендации относительно обязательных для исполнения указаний руководителям подразделений органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;

ж) участвовать в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, потери материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;

з) вносить предложения руководителей органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;

и) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;

и) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфное переписку с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;

и) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы.

Передача функций РСО любым другим подразделениям органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.

Допуск граждан к государственной тайне

В зависимости от степени секретности информации устанавливаются следующие формы допуска к государственной тайне:

форма 1- для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно";

форма 2- для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "секретно";

форма 3 - для работы с секретной информацией, что имеет степень секретности "секретно", а также такие сроки действия допусков:

  • для формы 1 - 5 лет;
  • для формы 2 -10 лет;
  • для формы 3-15 лет.

Допуск к государственной тайне по степеням секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" предоставляется дееспособным гражданам Украины в возрасте от 18 лет, которые требуют его по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности или обучение приказом или письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, где работает, находится на службе или учится гражданин.

В отдельных случаях, которые определяются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, по согласованию со Службой безопасности Украины гражданам Украины в возрасте от 16 лет может предоставляться допуск к государственной тайне по степеням секретности "совершенно секретно" и "секретно", а в возрасте от 17 лет - также к государственной тайне со степенью секретности "особой важности".

Допуск к государственной тайне руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации предоставляется приказом или письменному распоряжению должностного лица, что назначает его на должность, а в случае, когда орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация не подчиняется другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации или не принадлежит к сфере их управления, допуск к государственной тайне предоставляется указанному руководителю приказом или письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которая является заказчиком работ, связанных с государственной тайной.

Если потребность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, не связанная с местом работы, службы или учебы, допуск может предоставляться по месту осуществления деятельности, связанной с государственной тайной.

Предоставление допуска предусматривает:

1) определение необходимости работы гражданина с секретной информацией;

2) проверку гражданина в связи с допуском к государственной тайне;

3) взятие гражданином на себя письменного обязательства о сохранении государственной тайны, которая будет ему доверена;

4) получения в письменной форме согласия гражданина на предусмотренные законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;

5) ознакомления гражданина с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Решение о допуске гражданина к государственной тайне принимается не позднее 5 дней после поступления в орган государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации заключений по материалам проверки в связи с допуском к государственной тайне.

Допуск к государственной тайне не предоставляется в случае:

1) отсутствия у гражданина обоснованной необходимости в работе с секретной информацией;

2) содействие гражданином деятельности иностранного государства, иностранной организации или их представителей, а также отдельных иностранцев или лиц без гражданства, что наносит ущерба интересам национальной безопасности Украины, или участия гражданина в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом;

3) отказа гражданина взять на себя обязательства по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена, а также при отсутствии его письменного согласия на предусмотренные законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;

4) наличия у гражданина судимости за тяжкие преступления, не погашенной или не снятой в установленном порядке;

5) наличия у гражданина психических заболеваний, которые могут нанести ущерб охране государственной тайны, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Украины и Службой безопасности Украины.

В предоставлении допуска к государственной тайне может быть отказовлено также в случае:

1) сообщение гражданином во время оформления допуска недостоверных сведений о себе;

2) постоянного жительства гражданина за границей или оформления им документов на выезд для постоянного проживания за границей;

3) невыполнение гражданином обязанностей по сохранению государственной тайны, которая ему доверена или доверялась ранее.

Проверка граждан в связи с их допуском к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в месячный срок в порядке, установленном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".

Мотивированное заключение органа Службы безопасности Украины, который осуществлял проверку о невозможности предоставления гражданину в допуске к государственной тайне, является обязательным для исполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решения о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторной записи по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признано невозможным.

Должностные лица, уполномоченные принимать решения о предоставлении допуска к государственной тайне, обязаны в пятидневный срок письменно уведомить гражданина о причины и основания отказа в предоставлении допуска.

Гражданин имеет право обжаловать этот отказ в порядке подчиненности должностному лицу высшего уровня или в суд.

Переоформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется:

1) в случае истечения срока действия допуска к государственной тайне по необходимости дальнейшей работы с секретной информацией;

2) в случае необходимости повышения гражданину формы допуска при необходимости работы с секретной информацией высшей степени секретности;

3) в случае необходимости проведения дополнительной проверки, связанной с возможным возникновением обстоятельств.

Отмена ранее предоставленного допуска к государственной тайне возможно в случае возникновения или выявления обстоятельств, а также после прекращения гражданином деятельности, в связи с которой ему были предоставлены допуск, потери гражданства Украины или признания его недееспособным.

По просьбе гражданина его допуск к государственной тайне отменяется в течение трех дней с момента обращения по поводу отмены допуска.

Решение о переоформлении или отмене допуска принимается должностными лицами, уполномоченными принимать решения о его предоставлении. Это решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством.

Гражданина, которому отменено допуск к государственной тайне, если исполнение трудовых или служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место или иную должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведены на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, или уволен.

Порядок выдачи, переоформления и отмены гражданам допуска к государственной тайне, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Доступ граждан к государственной тайне

Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины, которым предоставлен допуск к государственной тайне и требующих его по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности или обучения.

Решение о предоставлении доступа к конкретной секретной информации и ее материальных носителей принимают в форме приказа или письменного распоряжения руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, в которых выполняются работы, связанные с государственной тайной, или хранятся материальные носители секретной информации.

Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховного Суда, Председателю Конституционного Суда Украины, Генеральному прокурору Украины, Председателю Службы безопасности Украины доступ к государственной тайне всех степеней секретности предоставляется по должности после взятия ими письменного обязательства о сохранении государственной тайны.

Иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Обязанности гражданина по сохранению государственной тайны

Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной тайне, обязан:

1) не допускать разглашения любым способом государственной тайны, которая ему доверена или стала известной в связи с исполнением служебных обязанностей;

2) не принимать участия в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом;

3) не способствовать иностранным государствам, иностранным организациям или их представителям, а также отдельным иностранцам и лицам без гражданства в осуществлении деятельности, наносящей ущерб интересам национальной безопасности Украины;

4) выполнять требования режима секретности;

5) сообщать должностных лиц, которые предоставили ему допуск к государственной тайне, и соответствующие режимно-секретные органы о возникновении обстоятельств, препятствующих сохранению доверенного ему государственной тайны, а также о своем выезде из Украины;

6) соблюдать требования законодательства о государственной тайне.

Гражданин, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне и который реально был знаком с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место жительства в иностранное государство к рассекречивание соответствующей информации, но не более чем на пять лет со времени прекращения деятельности, связанной с государственной тайной.

Не ограничивается выезд в государства, с которыми Украина имеет международные договоры, предусматривающие такой выезд и согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

На гражданина также распространяется ограничение свободы информационной деятельности.

Ограничения на обнародование секретной информации

При подготовке материалов для опубликования, распространения в прессе и других средствах массовой информации или перемещения их через государственную границу органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане с целью охраны секретной информации обязаны руководствоваться Законом Украины "Об информации" и другими нормативно-правовыми актами о государственной тайне.

Контроль за соблюдением законодательства о государственной тайне с целью предотвращения ее распространения в прессе и других средствах массовой информации осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам информационной политики.

Секретная информация к отмене решения об отнесении ее к государственной тайне и материальные носители такой информации до их рассекречивание могут быть переданы иностранному государству или международной организации лишь на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или письменного мотивированного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Ограничения, связанные с государственной тайной, относительно пребывания и деятельности в Украине иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, а также расположение и перемещение объектов и технических средств, принадлежащих им, определяются соответствующим законодательством.

Органы государственной власти, в том числе правоохранительные, контрольно-ревизионные и суды, с целью охраны государственной тайны имеют по согласованию со Службой безопасности Украины устанавливать порядок осуществления своих функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с государственной тайной, вправе отказать в исполнении запроса о предоставлении секретной информации или других подобных требований органам государственной власти, если последние не установили такого порядка или не соблюдают его.

О мотивах такого отказа одновременно сообщается Служба безопасности Украины, которая в течение месяца обязан принять решение о ее обоснованность.



Назад