Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

Содержание лекционного курса


Вступление.
История социальной педагогики/социальной работы как учебная дисциплина, предмет задачи и основные принципы построения курса.
Понятие социальной педагогики и социальной работы, их взаимосвязи. Развитие основных систем и видов социальной помощи. Эволюция социальной педагогики. Принципы тождества социальной педагогики и социальной работы. Основные тенденции сближения двух дисциплин. Предмет, задачи, методы исследования и принципы построения курса. Источники истории социальной педагогики/социальной работы.

      ТЕМА 1. Социальное воспитание и помощь в первобытном обществе.
Архаический период в истории социальной работы. Основные формы помощи. Механизмы реципрокації и редистрибуції. Подходы мировой науки к возникновению воспитание как общественного явления. Определение сути социального воспитания. Характеристика основных теорий происхождения воспитания. Утверждение біологізаторської, психологической, религиозной, трудовой и социокультурной концепций.
Особенности социального воспитания на различных этапах первобытнообщинного строя. Первобытные воспитательные институты: род, племя. Детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, их роль в обретении навыков социального поведения. Первые в истории воспитательные учреждения. Предпосылки и процесс выделения воспитания в особую форму общественной деятельности.

      ТЕМА 2. Филантропический период в истории социальной работы. Возникновение элементов социальной педагогики.
Понятие филантропии. Характерные черты філантропічного периода. Благотворительность в государствах Древнего Востока. Организация социальной поддержки в Древнем Єгипті, Вавилоне, Индии и Китае. Появление первых правовых документов с отражением социальной помощи. Законы царя Хаммурапи, выявления представлений о помощи и справедливость.
Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме. Характеристика спартанской и афинской систем социального воспитания, их сравнительный анализ. Создание основ государственного регулирования благотворительности и ожоги в Древней Греции. Возникновение системы социальной помощи. Платон, Аристотель о поддержке уязвимых категорий населения. Социальная помощь в Древнем Риме, сравнительный анализ с опытом опеки в Древней Греции.
Религиозные верования о моральных качеств и благотворительность. Характеристика правил, которые вытекают из основного принципа служения ближнему. Возникновение христианского воспитания, его главные черты.
Зарождение элементов социальной педагогики в творчестве древнегреческих и древнеримских мыслителей. Социально-педагогические идеи Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Квінтіліана.

      ТЕМА 3. Организация социальной помощи в средневековом обществе.
Характеристика периода общественной благотворительности в Европе в эпоху средневековья.
Христианская церковь как первый социальный институт. Характеристика средневековой концепции бедности. Первые церковные документы о благотворительности и опеку. Организация и финансирование институтов помощи. Роль монашеских орденов в реализации идей милосердия и помощи ближнему.
Становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблемам помощи и поддержки. Педагогические идеи христианских теологов.

      ТЕМА 4. Социальная помощь в древнейших славянских общинах и Киевской Руси.
Формирование гуманистических традиций в древних славян. Основные факторы возникновения моральных форм поведения и черты народного характера. Формы социальной помощи. Характеристика культовых, общинно-родовых и хозяйственных форм помощи.
Основные тенденции благотворительности в Киевской Руси. Княжа поддержка и защита. Возникновение периода общественной (общинно-родовой, церковной) благотворительности. Влияние христианизации славянского мира на характер, формы помощи и поддержки. Формирование христианской концепции помощи. Появление законодательных актов, регулирующих отношения по поддержке уязвимых категорий населения. Основные формы и важнейшие черты княжеской благотворительности. Церковно-монастырская форма опеки. Церковный устав 996 г. об обязанности духовенства по надзору над опекой. Монастыри как центры благотворительной социальной деятельности, их основные функции. Формирование ктиторської монастырской системы. Приходская помощь нуждающимся.
Теоретические аспекты социальной работы и их освещение в произведениях писателей княжеских времен. Социально-педагогическая характеристика памятников Киевской Руси XI-XIII ст. “Поучение детям” В.Мономаха о помощи уязвимым слоям населения.

      ТЕМА 5. Социальная работа и социально-педагогические исследования в Украине в эпоху Возрождения (вторая половина XV - первая половина XVII в.)
Особенности социальной работы в эпоху Украинского Возрождения. Характеристика периода церковно-государственной благотворительности. Общественная помощь на селе. Церковные братства как специфический вид общин.
Филантропические функции братств Украины и их продолжение в братских школах. Исторические аспекты братской организации. Уставы и функции братств. Формирование нравственных качеств в братских школах.
Воспитание гуманизма и милосердия как одно из основных задач казацкой педагогики. Социальная помощь в Запорожской Сечи. Самобытность украинского казачества. Ведущие направления общественной опеки. Организация благотворительных учреждений. Забота о путешественников в Запорожской Сечи. Возникновение социального неравенства. Деятельность гетмана Ивана Мазепы на защиту прав народных масс. Универсал 1691 года об ограничении эксплуатации крестьян.
Частная благотворительность в Украине. Создание первых высших учебных заведений Украины - Острожской и Киево-Могилянской Академии как результат филантропической деятельности выдающихся украинских меценатов.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения о воспитании добродетелей и милосердия. Значение введение книгопечатания для развития социально-педагогической мысли. Характеристика социально-педагогических произведений XVI-XVII ст. Роль “Наставления к сыну” Ивана Федорова для воспитания нравственных добродетелей украинского народа. Создание Єпіфанієм Славинецьким первого светского произведения о сущность милосердия. Социально-педагогические взгляды Симеона Полоцкого.

      ТЕМА 6. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе и России (с XVI до середины XVIII ст.)
Обоснование необходимости перехода к новой системе благотворительности. Характеристика изменений в материальной и духовной сферах в эпоху Возрождения. Своеобразие осмысления сущности человека. Основные факторы создания системы помощи, что законодательно регулируется государством.
Социальная помощь в Западной Европе. Особенности перехода от церковно-монастырской системы опеки к государственной. Начало реформ в социальной политике. Определение главных принципов социальной помощи в Едиктах римского императора Карла 1530 и 1531 гг. Социальная поддержка и борьба с профессиональным нищенством во Франции. Основные этапы становления светской системы социальной помощи в Англии. Создание исправительных домов, благотворительных школ.
Освещение проблем общественной гармонии и государственного воспитания в общественно-педагогической творчества. Т.Мор и Т.Кампанелла о справедливом общественном устройстве и воспитания. Анализ предложений относительно устранения бедности. Организация общественного воспитания. Я.А. Коменский о “улучшение дел человеческих” и государственную систему поддержки уязвимых слоев населения. Создание программы реформирования человеческого общества. Роль семьи в социализации личности. Общественная ответственность родителей за воспитание детей. Формирование трудолюбия как средства устранения бедности. Обучение искусству богатеть. Отражение в произведениях Коменского эволюции взглядов человечества от средневековья к новому времени на установление социального мира. Предложения Д.Беллерса по устранению бедности в трудовых колледжах. Анализ проекта трудового колледжа, реализация в нем триединой цели. Обеспечение работой как лучший способ предупреждения бедности. Преимущества общественного воспитания в колледже над частным.
Церковно-государственная благотворительность в России. Особенности церковно-государственного типа социальной опеки. ”Открыто” и “закрыто” системы помощи. Реформирование монастырской системы опеки. Борьба течений стяжателей и нестяжателем. Укрепление законодательства по государственной опеки обездоленных. Стоглавый собор о проблемах благотворительности. Приказы как ведущая форма помощи, защиты и контроля за церковной жизнью. “Домострой” о моральное здоровье человека. Развитие местной благотворительности. Частная благотворительность. Филантропическая деятельность Федора Ртищева. Реформирование системы опеки в России Петром 1.

      ТЕМА 7. Возникновения социальной педагогики как науки. Характеристика ведущих концепций социализации личности.
Развитие ведущих направлений социально-педагогических исследований XVIII-XIX вв. Главные факторы кардинальных изменений в образовании. Возникновение реформаторских идей и социальной педагогики. Характеристика и взаимосвязь ведущих направлений социально-педагогических исследований. Демократическая и либеральная течения в развитии педагогических отраслей знаний.
Создание Джоном Локком первой светской системы воспитания. Отражение в педагогических взглядах мыслителя социально-политических убеждений. Философско-психологическая теория “чистой доски”. Определение программы воспитание джентльмена в произведении “Мысли о воспитании”. Трактовка в широком социальном контексте цели воспитания. Взаимодействие личности и общества, индивидуальной основы и общественных интересов. Необходимость гражданской ответственности джентльмена. Решение вопроса о социальное значение детского труда.
Идея свободного и природовідповідного воспитания в творчестве Жан-Жака Руссо. Определение отрицательного влияния общественных условий на воспитание человека. Освещение педагогической концепции в произведении “Эмиль, или о воспитании”. Провозглашение теории свободного воспитания. Вкова периодизация развития ребенка. Возражения системы общественного воспитания. Значение наследия Же. -Же. Руссо для развития социальной педагогики.
Социально-педагогическая деятельность с создания филантропических учебно-воспитательных заведений. Филантропическая течение в теории и практике воспитания Германии второй пол. XVIIIст. Организация філантропінів и учебно-воспитательного процесса в них. Школьная политика педагогики філантропізму.
Роберт Оуэн как представитель радикальной педагогики. Основания “Нового института для формирования характера”. Освещение роли социальной среды в общественных проблемах. Характеристика системы образовательных учреждений в “Новом институте...”. Создание дошкольных детских учреждений. Община “Новая гармония” как результат воплощения коммунистических идей.
Создание Иваном Бецьким благотворительных осітньо-воспитательных учреждений. Отрицание роли семьи в воспитании детей. Пропаганда и открытие закрытых учебно-воспитательных заведений. Иван Бецькой об образовании женщины. Воспитательное общество благородных девиц как одно из начинаний Бецького. Создание устава общества. Содержание обучения девушек. Привитие светских манер. Преимущества и недостатки воспитания девушек.
Ф.В.А. Дістервег о воспитании у учащихся социальных умений. Начало термина “социальная педагогика”. Принципы природосообразности, культуровідповідності и самодеятельности. Необходимость подготовки учителя для работы в среде. Правила дисциплинирование учеников.
Характеристика социально-педагогических экспериментов Иоганна Генриха Песталоцци. И. -Г. Песталоцци как ярко выраженный представитель социальной педагогики. Эксперименты по улучшению жизни народа. Теория народной трудовой школы. Идея искоренения бедности при помощи правильно поставленного воспитания в романе “Лингард и Гертруда”. Руководство детским приютом в Станц. Цель и задачи воспитания. Принцип природо соответствия в воспитании. Теория элементарного образования. Идея развивающего школьного обучения. Основания И.Г. Песталоцци социологического направления в педагогике. Школа как социальное явление. Связь с политическим, экономическим, культурным, морально-бытовой жизнью народа. Отображение целостности процесса воспитания. И.Г. Песталоцци о семейное воспитание и его взаимосвязь с общественным.
Реализация Фридрихом Фребелем идей социализации ребенка в условиях детского сада. Открытие первого детского сада с внедрением методики дошкольного воспитания. Происхождение термина “детский сад”. Задача новых заведений. Розвивальне, образовательное и воспитательное значение игры. Фребель о самовоспитания.
Пауль Наторп как основатель социальной педагогики. Исторические аспекты возникновения названия. Обоснование П. Наторпом новой отрасли знаний в произведении “Социальная педагогика”. Индивидуалистическая и социальная педагогика. Введение термина Ф.В.А. Дістервегом, К. Магером. Объекты изучения новой науки.

      ТЕМА 8. Социально-педагогические исследования в Украине в конце ХVIII - нач. ХХ ст.
Основные направления социально-педагогических исследований. Социально-педагогические вопросы, которые решались украинскими педагогами.
Проблема внутренней гармонии и всестороннего развития человека в творчестве Г.С. Сковороды. Освещение путей предупреждения бедности. Философские основы педагогических идей. Подражания взглядов Сократа, Сенеки. Идеи “родственной труда” и естественного воспитания. Принцип народности в педагогическом наследии Сковороды. Задачи и средства умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического воспитания. Проблема семейного воспитания в творчестве Сковороды. Честный труд как один из путей предупреждения бедности.
Т.Г. Шевченко о социальном воспитании. Шевченко как представитель радикального направления социально-педагогических исследований. Воспитательный идеал в творчестве поэта. Семейное и общественное воспитание. Факторы формирования личности. Вклад Шевченко в деятельность воскресных школ.
Идеи человеколюбия в творчестве “Русской тройке”.
Социально-педагогические идеи К.Д. Ушинского. Обоснование педагогики как науки. Принцип народности воспитания. Труд как основной социальный фактор. Взаимосвязь между трудом и счастьем человека. Разрушительное действие богатства и бедности. Обоснование необходимости создания социально-педагогической науки в период новых экономических отношений. Религиозное воспитание.
Н.и.пирогов о необходимости связи школы с жизнью. Существенные недостатки современного Пирогову воспитания. Духовно-нравственная педагогика Пирогова. Назначение школы в области социального воспитания. Общечеловеческая и специальное образование. Развитие направления - социально-педагогическая деятельность в системе образования. Образование женщины.
Филантропическая деятельность В. Духновича, Х. Алчевской, М. Корфа. Создание В. Духновичом сетки школ на Закарпатье. Предложения по обеспечению сирот и детей. Принципы природо соответствия и народности воспитания. Открытие воскресных школ Х. Алчевской. Организация и содержание обучения. Создание методики обучения взрослых грамоты.
Создание Г. Корфом земских школ.
Социально-педагогические взгляды С.Ф. Русовой. Четыре периода в творческой деятельности с . русовой. Концепция национального воспитания. Анализ принципов индивидуализации и социализации воспитания. Суть социального воспитания. Цель воспитания. Идея воспитания в коллективе. Средства сплочения коллектива. Социальное значение труда. Семейное воспитание. Положение и роль женщины-матери в воспитании. Создание теоретических основ дошкольного воспитания. Благотворительная деятельность с . русовой.

      ТЕМА 9. Основные тенденции развития благотворительности в Западной Европе, России, США (с конца XVIII - нач. ХХ ст.)
Реформирование системы опеки в эпоху Просвещения и развития нового общественного устройства. Характерные черты эпохи Просвещения. Изменение форм благотворительности. Возникновение “карцерної” системы, ее характерные черты. Вмешательство государства в вопросы социальной политики. Возникновение социального законодательства. Оживление частной и общественной благотворительности. Индивидуальная поддержка и адресная помощь. “Ельберфельдська” система помощи. Частная инициатива. Оживление деятельности христианской церкви.
Оформление научного этапа социальной работы в XIX ст. Законодательная практика как предпосылка научного этапа социальной помощи. Исследования личности помощника и нищего. Поиск моделей помощи. Закладки Мэри Ричмонд основ теории и практики социальной работы как новой профессии и отрасли знаний. Основные факторы становления научного этапа социальной работы. Практика социальной работы на уровне индивида, группы, организации и общины. Теории З.Фрейда, Б. Скиннера, Же. Пиаже, К. Левина и др. Психосоциальная или клиническая и структурная социальная работа. Деятельность Джозефі Шо Лоуэл, Мэри Ричмонд, Джейн Адамс, Берти Рейнолдс в области социальной работы. Диагностический и функциональный подходы в социальной работе. Организационный уровень в социальной работе. Подготовка специалистов в области социальной работы и социологии.
Государственная благотворительность в России во второй пол. XVIII - первой пол.ХІХ. Главные этапы административной системы помощи нуждающимся. Система социальной защиты. Создание Екатериной II приказов общественного призрения, их функции, система финансирования. Структура институтов помощи. Союз с общественными благотворительными организациями. Введение новых институтов общественного призрения: домов для душевнобольных, заведения для слепых, домов для инвалидов и т.д.

      ТЕМА 10. Социальная защита в Украине в кн. XVIII - нач. XX ст.
Благотворительность и опека над уязвимыми слоями населения в российской Украине. Характеристика социально-экономического и политического развития территорий, подвластных России. Актуальность проблем социальной помощи. Деятельность церкви и монастырей в деле социальной опеки в первой пол. XIX ст. Проведения земской реформы 1864 года. Ведущая роль земств в осуществлении социальной поддержки. Реформа городского самоуправления 1870 года. Городские и земские учреждения как правопреемники приказов общественного призрения. Радикальные изменения в управлении социальной защитой. Двойная система руководства. Основные направления социальной деятельности земских органов. Городская система помощи. Сельский и волостная опека. Церковно-государственная благотворительность.
Социальная помощь в Галичине. Характеристика социально-экономического и политического развития. Прогрессивные реформы Иосифа II и Марии-Терезы. Система органов социальной защиты. Роль церкви в национальном возрождении и социальной поддержке. Благотворительные функции молодежных организаций, обществ и ремесленных объединений.
Частная благотворительность в Украине. Благотворительные дела семей Терещенко, Гладинюків и др. Благотворительная деятельность национальных деятелей М.грушевского, с . русовой. Греко-католические священники Галичины как выдающиеся меценаты края. Филантропическая деятельность Митрополита Андрея Шептицкого.

      ТЕМА 11. Развитие социальной педагогики в период научной революции ХХ ст.
Зарубежные педагоги-реформаторы кн. XIX - нач. ХХ в. о гражданское воспитание и влияние среды на формирование личности. Повышение социальной функции воспитания. Поиск новых путей формирования личности. Предложения Пауля Наторпа относительно открытия единой для всех слоев населения школы. Идеи прагматизма в творчестве Джона Дьюи. Формулировка требований к школе. Научное обоснование Георгом Кершенштейнером направления “трудовой школы и гражданского воспитания”. Создание В.А.Лаєм педагогики действия. Использования достижений биологии и экспериментальной педагогики. Социально-педагогические взгляды Марии Монтессори. Идея свободного воспитания. Социализация воспитания. Введение антропологических измерений.
Воплощение Янушем Корчаку социально-педагогических идей в “Доме сирот”. Введение педагогики добра. Наблюдение, диагностика и воспитательная деятельность в “Доме сирот”. Детское самоуправления и самовоспитания.
Развитие социальной педагогики России в первой четверти ХХ века. Характерные черты русской педагогики. Необходимость изучения ребенка как сложной системы. Взаимовлияние социальной среды на личность ребенка. Активное восприятие ею явлений среды. Значение Октябрьского переворота 1917 года для осуществления воспитания и социальной поддержки. Развитие педологии в России. Социально-педагогические взгляды Н.К. Крупской. Социально-педагогические идеи С.Т. Шацкого. Создание детских клубов и колоний. Теория социализации ребенка в обществе. Роль социальной среды. Идея детского труда. Труд, игра и искусство как обязательное условие социализации и развития личности ребенка. Создание первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса. Социально-педагогическое учение о коллективе и детское самоуправление. В.М.Бехтєрєв как организатор научных исследований в области наук о человеке и ребенка. Создание Психоневрологического института. Роль среды в формировании личности. Социально-педагогические идеи П.П. Булонского. Введения генетического метода исследований. Обоснование цели трудовой школы. Введение понятия “социальная работа”. П.П. Блонский о детское самоуправление. Педологічна деятельность В.П. Кащенко, его добрые дела. Пропаганда научных основ воспитания и обучения “исключительных детей”. Создание санатория-школы для дефективных детей и Педагогического института детской дефективности.
Социально-педагогические взгляды общественных и церковных деятелей Галичины Ю. Дзеровича, С. Сірополка, А. Волошина, А. Шептицкого.
Социально-педагогические идеи А.с.макаренко. Руководство детскими исправительными заведениями. Социально-педагогическое учение о коллективе. Привитие воспитанникам гражданских качеств. Методика параллельной педагогического действия. Организация трудового воспитания. Роль семьи в социализации личности и гражданском воспитании.
В.А. Сухомлинский как социальный педагог. Создание основ педагогики сотрудничества. Восстановление приоритета общечеловеческих ценностей. Развитие социально-педагогического учения о коллективе. Идея гармонии интересов личности и коллектива. Формирование гражданских качеств. Основные факторы девиантного поведения подростков. Возможности предотвращения негативным качествам. Освещение проблем семейного воспитания.

      ТЕМА 12. Развитие системы социальной помощи в Советской Украине.
Анализ системы социальной помощи в первое десятилетие после установления Советской власти в Украине. Основные факторы социально-экономических изменений. Социальная структура населения. Реформирование модели социальной помощи. Классовый характер социального обеспечения. Создание Министерства и Народного комиссариата государственной опеки. Наркомат социального обеспечения /НКСЗ/ о целенаправленную государственную поддержку нуждающихся. Формирование административной системы советского социального обеспечения. Поиски путей социального воспитания. Теория отмирания семьи в условиях соціалізму.Створення детских домов и трудовых колоний. Создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Помощь крестьянству. Образование крестьянских комитетов общественной взаимопомощи, их функции.
Завершение формирования украинской советской системы социального обеспечения в 30-е годы. Основные задачи социального обеспечения. Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости. Расширение круга задач НКСЗ согласно новому положению о Народный комиссариат социального обеспечения. Социальные, психологические и демографические последствия голодомора 1932-1933 гг. Ошибки власти при осуществлении социальной помощи.
Социальная помощь в годы второй мировой войны и послевоенное время. Помощь эвакуированному населению. Деятельность Красного креста Украины. Указы относительно социального обеспечения семей фронтовиков. Социальная помощь в послевоенное время.

      ТЕМА 13. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы на современном этапе.
Основные тенденции развития социально-педагогических исследований. Восстановление социальной педагогики как науки в независимом Украинском государстве. Современные технологии социально-педагогической работы. Подготовка и деятельность социального педагога. Особенности социальной работы в Украине. Обострение социальных проблем. Формирование современной социальной политики. Принятие Верховной Радой Украины Концепции социального обеспечения населения Украины (1993) и Концепции социальной политики Украины (1994). Утверждение Указом Президента Украины Основных направлений социальной политики на 1997-2000 гг. Реализация в Украине крупномасштабных социальных программ. Формирование модели социальной защиты. Составляющие компоненты современной социальной политики. Социальная работа как профессиональная деятельность. Волонтерское движение. Создание Ассоциации социальных педагогов и социальных работников (1992).



Назад