Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Понятие социальной педагогики и социальной работы


Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность людей и организаций, направленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся. Она известна со времени основания первых рабовладельческих государств (Ш тыс. лет до н. э.), однако еще в первобытном обществе социальная природа, заложена нашим предкам, проявлялась в сочувствии, помощи нуждающимся. Благодаря способности к взаимной поддержке человек ідентифікувалась не только как разумное существо, но и как моральная, способна на индивидуальный поступок.
Исторически сложились две основные системы социальной помощи: «открыто» и «закрыто». Открытая система - это нерегламентированная, хаотичная помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное сочувствие и желание (например, милостыня). Закрытая система - это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентируется законом.
Социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, но и имеет загальноцивілізаційне значение, а именно: поддержка и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждения социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов.
Первые подходы к теоретических аспектов социальной работы были разработаны Мэри Ричмонд (США) в книгах “Дружественный визит в бедняков: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899), где впервые были изложены научно обоснованные методы социальной работы, а также «Социальный диагноз» (1917), где парадигма «изучение, диагноз, лечение» обосновывается как основная в социальной работе. По мнению М.Річмонд, хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из бедности; он думает, что бы сделать для освобождения от бедности.
К основным видам социальной помощи относят:
1) постоянную опеку (в отношении к полностью нетрудоспособных или неизлечимо больных людей);
2) срочную опеку (преимущественно в отношении детей сирот, которые, будучи больными или инвалидами, способные в будущем стать работоспособными;
3) временная опека (в отношении тех уязвимых категорий, которые по стечению обстоятельств оказались за чертой деятельного жизни”, - безработные, переселенцы, беженцы и т.д.);
4) трудовая помощь (содействие в получении профессий, повышении квалификации);
5) социально-психологическая реабилитация и адаптация (помощь в преодолении жизненных проблем и трудностей, стрессов и т.д.);
6) социокультурная анимация (организация досуга).
Социальная работа предусматривает также практическую организацию социального воспитания, которое является предметом изучения социальной педагогики.
Как известно, во второй половине XIX ст. “учитель немецких учителей” Адольф Дістервег ввел в научный оборот термин “социальная педагогика” для определения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних. Традиционно считается, что начал названную науку П. Наторп, который считал, что она представляет собой отрасль знаний о воспитании человека в течение всего жизненного пути. Социальная педагогика - это научная дисциплина, которая раскрывает социальную функцию общей педагогики и исследует воспитательный процесс во всех возрастных группах. ЕЕ предмет - закономерности влияния социальной среды на формирование личности. В частности, исследуются влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви. Социальная педагогика основательно занимается „группами риска”, которую составляют люди, волею случая или судьбы оказались в сложных и критических ситуациях, - безработные, бомжи, наркоманы, преступники, больные и т.д. Она изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и преклонном возрасте, в условиях трансформации человеческих отношений под давлением рыночных отношений. В кругу его интересов - и проблемы деловой карьеры, женского воспитания, организации досуга.
Возникнув на рубеже XIX и XX вв. в Германии, социальная педагогика подверглась интересной эволюции. Не будучи признанной мировым педагогическим обществом в Советском Союзе, она получила определенное развитие в 20-е годы в виде разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой.
Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, снова возник у нас и за рубежом в 50-70-е годы, что было связано с очередным кризисом систем воспитания.



Назад