Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Принципы конвергенции социальной педагогики и социальной работы


Социальная работа и социальная педагогика в XX в. не только находят общие линии сечения, но и образуют единую понятийную и научно-практическую сферу. Оказывается, что социальная работа имеет системные черты социальной педагогики. Наиболее четко их единство прослеживается в решении проблем социализации молодежи, что подтверждает склонность названных отраслей знаний к конвергенции. Необходимо учитывать также, что социальное воспитание часто предусматривает предоставление социальной поддержки нуждающимся.
Первые тенденции к сближению двух дисциплин наметились в логике педагогической научной рефлексии в начале XX ст. Это было связано прежде всего с тем, что исчезло романтическое представление о возможностях средствами воспитания достичь гармонии в общественных отношениях. В контексте социальной политики воспитательные возможности рассматриваются как один из факторов в деле формирования свободной личности, той личности, которая способна к преобразованиям в обществе. Так, например, П. Наторп утверждает, что “самоценность личности развивается сильнее всего как раз в скромной преданности делу, именно общественной деле, что именно стремление к освобождению личности, индивидуальности должно вести к социальной работы, которая в конечном смысле будет всегда работой над социальной образованием”.
Примером института, который осуществлял социально-воспитательную функцию и функцию социального помощника, есть церковь. Она не только помогала немощным, больным, калекам, но и осуществляла воспитания прихожан в духе христианского милосердия. Выдающиеся церковные деятели (А.шептицкий, Я.А. Коменский, О.Духнович и др.), имея богословское образование, в то же время были и педагогами и меценатами своего народа. А.шептицкий, в частности, вложил столько жизненной энергии и средств в развитие лечебного дела, образования, искусства, науки, что его деятельность можно сравнить с целой организацией по социальной защите населения. Наряду с тем, он плодотворно занимался воспитанием молодежи. Известны его письма к пастве, где Большой Митрополит призвал к формированию активного отношения к жизни, привитие рис христианского гуманизма.
Следовательно, во многих аспектах наблюдается тождество социальной работе и социальной педагогике и принципы конвергенции заключаются в следующем:
1) эта деятельность направлена на решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и девиацией;
2) потребности клиентов имеют одинаковые причины возникновения;
3) социальная работа и социальная педагогика - практический механизм социальной политики;
4) существует общность системных феноменов, на основе которых проходит конвергенция понятийных полей.



Назад