Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Предмет, задачи, источники. Принципы построения курса.


История социальной педагогики / социальной работы как учебная дисциплина изучает ретроспективное становление и развитие систем социального воспитания людей всех возрастных групп и социальной помощи нуждающимся, от древнейших времен и до наших дней.
Предметом истории социальной педагогики / социальной работы является процесс возникновения, становления и развития основных социально-педагогических категорий (социальное воспитание, социальное образование, социальная помощь, социальная работа); социально-педагогических систем; концепций и технологий социальной работы, а также уникального опыта социально-воспитательной практики и практики социальной помощи.
Исторические знания социального воспитания, образования и помощи базируются на принципах историзма, логической взаимосвязи и научности (объективности).
Принцип историзма ставит целью выявить точно время и место возникновения того или иного социально-педагогического явления, концепции или системы. Реализация принципа историзма приводит к выявлению новаций в социально-педагогическом опыте и опыте поддержки нуждающихся в прошлом и, вместе с тем, позволяет оценить его с позиций сегодняшнего дня.
Значение принципа логической взаимосвязи заключается, прежде всего в том, что процессы социального воспитания и помощи взаимосвязаны, поэтому целесообразным является установление основных принципов их конвергенции. Социальное воспитание и работу необходимо рассматривать в сложной системе общественного развития.
Принцип объективности предполагает отражение истинности социально-педагогического развития и эволюции социальной помощи.

Основные задачи курса
1. Определение и изучение основных этапов возникновения, становления и эволюции социальной педагогики и социальной работы от форм благотворительности и элементов социально-педагогических исследований до профессионального вида деятельности и отдельной области знаний.
2. Осуществление периодизации истории социальной педагогики и социальной работы.
3. Установление путей интеграции социальной педагогики и социальной работы.
4. Формирование критического отношения к социально-педагогических достижений прошлого. Обоснование самых рациональных путей дальнейшего развития систем социального воспитания и социальной защиты населения в Украине.
5. Анализ развития общественной мысли. Идеологии по отношению к социальной помощи и поддержки, которые заложены в основу соответствующих законодательных актов каждой эпохи.
6. Воспитание любви к профессии социального педагога и работника. Формирование качеств, необходимых для будущей профессии.

Ключевую базу истории социальной педагогики/социальной работы составляют: памятники древней письменности, древние манускрипты, древние рукописи по вопросам воспитания и помощи нуждающимся, архивные материалы, произведения выдающихся деятелей, мемуарная литература, законы, проекты, отчеты, социально-педагогический фольклор, кино -, фоно -, фотоматериалы и т.д.

Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Изд. центр “Академия”, 2000. - 176 с.
2. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 187 с.
3. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине. - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68 с.
4. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебный.: Учебн. пособие /Под ред. Галагузовой М.А. - М. : Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.
5. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России /с древности до начала XX в./ - М. Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 480 с.
6. Левковский М.В. История педагогики: Учебное пособие. - Житомир: ЖДПУ, 2001. - 220с.
7. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. М.: Владос, 1999.
8. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 192 с.



Назад