Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Архаический период в истории социальной работы


Анализ ископаемых останков человекоподобных обезьян, которые находились у истоков антропогенеза, дают основания утверждать, что предки человека существовали уже 2-3 млн. лет назад. Они представляли собой существо, которое лазила по деревьям, однако была способна к выпрямленного положение тела, с объемом мозга 450-500 см3. В ходе жесткой межвидовой борьбы за существование единственными достоинствами предков человека были больший объем головного мозга и социальный (стадный) образ жизни. Эти индивиды не смогли бы выжить, если бы в коллективах наиболее древних гоминидов не была развита взаимопомощь. Очевидно, потомки человека унаследовали ее из животного мира, где взаимная поддержка широко распространена. Обезьяны не составляют исключения в этом отношении: павианы, например, при определенных условиях ждут отставших животных при передвижении стада, шимпанзе после охоты легко делится мясной добычей с другими членами группировки. Таким образом, уже гоміноїдні предки человека были мирными существами.
Следовательно, возникновение социальных отношений нельзя рассматривать, как шоры, которые накладывались обществом, что рождалось, на смертельные за своими последствиями столкновения между отдельными индивидами. Их функциональная роль заключалась в регуляции взаимоотношений между членами коллектива в процессе труда.
Согласно современной періодизацією истории социальной работы эпоха от древнейших времен, когда возникли опека и взаимоподдержка на заре человечества к образованию первых классовых государств, где социальная помощь приобрела организованных форм, определена архаичной; в ней выделяют следующие основные виды помощи:
1) взаимопомощь между племенами;
2) филантропическая помощь со стороны вождей и старейшин рода співплеменникам, что находились ниже установленной в племени иерархией;
3) межличностная помощь.
На стадии родового общества представление о помощи и взаимопомощи связанные с механизмами реципрокації (взаимный обмен дарами, услугами, помощь в бытовой и хозяйственной сфере) и редистрибуції (передача части произведенного обществом избыточного продукта в распоряжение вождей на различные общественные нужды). Уже на этой стадии проходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих отношения обмена и поддержки между субъектами родового пространства.
Важнейшей особенностью архаического периода в истории социальной работы является отсутствие каких-либо письменных источников, которые позволяли бы с абсолютной точностью оценивать реальное состояние взаимной помощи и благотворительности.



Назад