Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Подходы мировой науки к возникновению воспитание как общественного явления


На современном этапе существует несколько подходов к определению понятия социального воспитания. Целесообразно привести наиболее распространенные формулировки.
Социальное воспитание - это воспитание людей всех возрастных групп и категорий в организациях, созданных для этой цели, так и в тех, что занимаются им наряду со своими основными функциями (Андреева И.Н.).
Социальное воспитание - это забота общества о будущего поколения, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии моральных отношений, которые сложились в семье, обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений (Василькова Ю.В., Василькова Т.А.).
Отдельные авторы считают, что социальному воспитанию подлежат все возрастные и социальные категории людей; другие - подобно основателя термина “социальная педагогика” А.Дістервега, что социальное воспитание необходимое для уязвимых категорий: сирот, беспризорных, малолетних преступников и т.д. Учитывая тот факт, что результатом социального воспитания является социализация как способность человека взаимодействовать с социальным миром (Никитин В.А.) стоит согласиться с авторами первой концепции.
Проанализировав определения различных ученых в отношении сути социального воспитания, можно сделать вывод, что первой формой воспитания, которое зародилось в первобытном обществе, было именно социальное воспитание. Необходимо отметить, что без выработки навыков социального поведения человек разумный не выжила бы как биологический вид. Ведь именно коллективный общественный образ жизни, с которым тесно связаны социальное воспитание, взаимная поддержка, был одним из факторов антропогенеза.
Целесообразно охарактеризовать подходы мировой науки о происхождении воспитания. Представители біологізаторської теории (Спенсер Г., Летурно Ш.) считают, что воспитание унаследованное людьми из животного мира. С позиций психологической теории (П.Монро) в основе воспитания лежит бессознательное инстинктивное стремление детей активно последовать действия старших. Религиозная концепция (К.Шмідт) кладет в основу утверждение, что Бог, создав человека, наделил ее особым даром - умением воспитывать. Представители трудовой теории (Ф.энгельс, Л.Морган) утверждают, что толчком к возникновению воспитание в человеческом обществе было производство простейших орудий труда. Благодаря труда биологические предпосылки человека смогли трансформироваться в человеческие на социальном уровне.
Почти все исследователи сходятся в том, что воспитание неотделимо от человеческого общества и присущее ему с самого начала его существования.
В последние годы постепенно утверждается социокультурный подход возникновения воспитания (О.Х.Дубасенюк, І.Зверева, Л.Коваль, О.Сухомлинська и др.), согласно которому воспитание рассматривается как результат накопления опыта социальной, производственной, творческой и профессиональной культур. А главной его задачей является использование этого опыта растущей личностью с тем, чтобы обеспечить оптимальную ее социализацию в обществе.



Назад