Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Особенности социального воспитания на различных этапах первобытнообщинного строя


Социальное воспитание возникло в первобытном обществе, которое является настолько долог, что в нем целесообразно выделить отдельные стадии. Учитывая тот факт, что воспитание как общественное явление в значительной степени определяется характером организации общества, за основу периодизации целесообразнее взять именно общественные отношения, в зависимости от развития которых выделяются следующие периоды:
a) период первобытного стада;
б) родовой строй (матриархат, патриархат);
с) период разложения первобытнообщинного строя (военной демократии).
За первобытного стада, когда только завершается процесс биологического становления человека, никаких организованных форм воспитания еще нет. Не существует дифференциации воспитательных воздействий нравственного, трудового, тем более интеллектуального направления. Воспитание происходит стихийно и ограничивается прямым воспроизведением небогатого общественного опыта.
Эпоха родового строя характеризуется значительным расширением общественного опыта и преобразованием человеческих стад в стали коллективы родственников - роды, племена. У людей появляются религиозные представления.
Первоначальная родовая семья сначала делилась на три возрастные группы: первая - дети и подростки; вторая - взрослые, полноправные участники жизни и труда; третья - люди преклонного возраста. Для многих первобытных племен переход в группу взрослых сопровождался специальными актами, которые получили название “инициация”.
Возрастная инициация - первая в истории педагогики институализирована форма воспитания детей. Она представляет собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива, почему предшествует достаточно длительная специальная подготовка.
Цель воспитания в этот период заключалась в передаче молодому поколению трудовых навыков, установленных способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев, обрядов.
Единственной воспитательной институцией выступала целая община. Воспитание было общественным, совместным и одинаковым для всех. Социальная функция воспитателя постепенно закрепилось за группой людей преклонного возраста, которые были носителями и хранителями коллективного опыта. Оно было естественным и свободным. Осуществлялось путем прямого включения детей в конкретные виды трудовой деятельности.
На последних этапах матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подростков - дома молодежи, в которых старшие и немощные готовили детей (отдельно мальчиков и девочек) к жизни и труда.
В первых в истории человечества организованных форм воспитания принадлежат детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, устное творчество, которые служили для приобретения навыков социального поведения.
Значительное внимание уделялось выполнению детьми первых законов человеческого общежития: табу и толіону. Табу, с гавайской, значит не делать ничего недозволенного, чтобы не навредить себе. Толіон понимается как закон кровавой мести.
Вершиной первіснообщинної культуры стало возникновение пиктографического письма.
Эпоха разложения первобытнообщинного строя характеризуется становым и имущественным расслоением общества, возникновением моногамной семьи.
Воспитание в это время начинает складываться как особая общественная функция и набирает некоторых организованных форм. Вместе с первоначальным коллективом еще одним воспитательным институтом постепенно становится семья. На смену единому, коллективном и ровно для всех постепенно приходит станово-семейное воспитание, которое различается для каждого состояния согласно его идеалов.
Постепенно теряются непосредственные связи между ребенком и обществом. Воспитание все больше избавляется природовідповідного и ненасильственного характера.
Расширяются религиозные представления людей, растут сведения по астрономии, истории, медицины, осложняется опыт выполнения сельскохозяйственных работ.
Следовательно, в условиях первобытного общества наблюдается процесс воспитания как специальной социальной деятельности, которая расширялась с усовершенствованием производственной деятельности, военно-физической подготовки, ростом объема знаний и религиозных представлений.

Литература
1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М. : Политиздат, 1984. - 462с.
2. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине (курс лекций). - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: »Сфера», 2001. - 512с.
4. Кравец В. П. История классической зарубежной педагогики и образования. - Тернополь, 1996. - 436с.
5. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 480с.
6. Левковский М.В. История педагогики: Учебное пособие. - Житомир: ЖДПУ, 2001. - 220с.
7. Мешко О.И., Янкович О.И., Мешко Г.М. Краткое изложение курса “История зарубіжої школы и педагоки". Тернополь: ТДПУ, 1998. - 82с.
8. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. - М.: Издательство “Институт практической психологи”, Воронеж: НПО “МОДЭК», 1997. - 192с.



Назад