Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Благотворительность в государствах Древнего Востока


Со времени создания первых классовых государств (Ш-II тыс. до н.э. ) до IV-V вв. н. э. в истории социальной работы длится период, что имеет название філантропічного.
Филантропия в переводе с греческого означает любовь к людям.
Первыми рабовладельческими государствами, возникновение которых совпадает с началом этого периода, есть страны, которые существовали в IV-ii тыс. до н.э. на территории Южной Азии и частично Северной Африки: Египетского, Шумер, Вавилон, Индия, Китай. Они получили условное название стран Древнего Востока.
Именно в этих государствах воспитания подрастающего поколения уже четко выделялось как самостоятельная социальная функция общества. Кроме того, здесь существовали благотворительность и социальная поддержка.
Древнейшие сведения о социальную помощь найдено в Древнем Єгипті, где в ХХV-XXVII в. до н. э. в храмах осуществлялось бесплатная раздача хлеба голодающим. В одном из древнеегипетских рукописей рассказывается о монархе, хвастался своей благотворительностью: выделял ячмень и молоко голодном, которого находил в своей области, прятал бедного в своем полотне, вносил зерновую заем из своих запасов заемщику за виновного должника. (3, 36). В Древнем Єгипті проходила равномерная поддержка центральной властью минимального прожиточного уровня всех регионов Египта за счет перераспределения богатого урожая благополучных областей.
Об организации социальной помощи среди населения Вавилон свидетельствовали законы царя Хаммурапи 1750 г. до н. э.). Согласно статье 113 законодатель без согласия хозяина и без разрешения суда не мог присвоить имущество должника с целью погашения займа. Закон требовал судебного разбирательства. Ст. 110 защищала жизнь и здоровье членов семьи должника. Продолжительность работы должника у кредитора ограничивалась тремя годами. Обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считались климатические условия, что уничтожили урожай, например, наводнение или засуха. Среди грехов и преступлений Законов Хаммурапи назывались такие как уклонение от предоставления помощи нуждающимся, любой обман, неуважение к старшим и родителей (3, ЖСС).
В Законах Хаммурапи были отражены и своеобразные представления о социальной справедливости. Например, размер платы за услуги врача прямо зависел от социального состояния пациента (8, 47).
Среди правовых документов Древней Индии, регулирующие механизмы наследования и обеспечивали определенные социальные гарантии, следует отметить “Законы Ману”. Особенностью этого государства было разграничивания населения не на рабов и рабовладельцев, а на сословные группы (варны): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов и правителей), вайшіїв (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг, рабов). В Законах Ману оригинально регулировались правила наследования движимого и недвижимого имущества. Из числа наследников исключались дети, больные, умственно отсталые и убогие. Недействительными считались также соглашения, заключенные человеком или в состоянии опьянения, или такой, которая находилась в состоянии гнева или горя, путем обмана или насилия, а также старцем, ребенком или уродом.
Особенно устанавливались правила выдачи девушки замуж. ЕЕ назначением считалось рождения и воспитания детей, прежде всего сыновей, на которых законом возлагались обязанности выполнять поминальные обряды за умершими предками. Повторные браки вдов запрещались, отсюда и происходит обычай самоспалювання на могиле мужа. Мужчина имел право привести в дом новую жену на восьмом году, если жена не рожала детей; на десятом - если рожала мертвых детей; на одиннадцатом - если рожала только девочек; немедленно - если была склонна к пьянству, не отличалась добропорядочностью, а также была сварливая.
В истории Древнего Китая определенное значение в развитии идей социальной помощи определенную роль сыграло учение Конфуция, который считал средством поддержания справедливого порядка не закон, а соблюдение традиций и моральных основ, которые закрепляют образ идеального поведения. Конфуций учил “любить родителей и родственников больше других, проявлять уважение перестарілим, проявлять сочувствие к калек и милосердие к детям” (7, 49).
Таким образом, в основе правовых документов древнейших государств лежали традиции и обычаи, нормы повседневной морали основывались на идеях уважения и уважительного отношения к людям преклонного возраста и родителей, на милосердии к детям и калек.



Назад