Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме


Первые представления о процессе помощи, взаимную поддержку и воспитание как общественное явление, что способствует социализации личности, возникли в первобытном обществе. Однако выделение социальной работы из других сфер человеческого бытия, зарождение систем воспитания, оказали влияние на дальнейшее развитие человечества, возникновение элементов социальной педагогики состоялись в Древней Греции - стране, которая оказалась переходным мостиком между достижениями древности и современными достижениями.
В VI-V вв. до н.э. среди сотен древнегреческих полисов на первый план выдвинулись два сильнейших города-государства: Афины и Спарта (Аттика и Лакония).
Так, в Афинах полно распространились получили частная собственность, рыночные отношения, рабство, утверждение гражданского общества, которое связало в единое целое граждан полиса не в зависимости от их имущественного положения.
В воспитании афиняне стремились к сочетание умственного, нравственного, эстетического, физического развития. Эта цель определялась греческим понятием “калокагатія” (внутренняя и внешняя совершенство).
Школы были частными и платными. Отдельно существовали мусические и гимнастические школы. Первые давали всесторонний интеллектуальное развитие, вторые - такую же культуру тела.
В Афинах было хорошо развито социальное воспитание, которое стало источником высокой общей культуры его жителей. Разветвленная сеть внешкольных учреждений Эллады, которые способствовали всестороннему развитию, повышению культурного уровня личности, смягчению отношений между различными слоями населения, требует тщательного изучения и анализа, поскольку содержит ценные для заимствования на современном этапе идеи для осуществления гражданского воспитания и достижения социального примирения.
В конце концов, в том, что одни и те же средства используются для устранения социальных противоречий и социализации личности, проявляется конвергенция социальной педагогики и социальной работы и приходится обоснованность единства названных отраслей знаний.
Одним из наиболее действенных средств социального воспитания стал театр. Для соответствующей оценки роли греческого театра как важного фактора внешкольного образования необходимо учитывать, прежде всего, то, что в нем существовала громадное количество мест для зрителей. В крупнейшем в Элладе Мегалопольському театре могло находиться 44 тыс. зрителей, а в Афинском - до 30 тыс. (2, 106). Наличие огромного количества мест объясняется несколькими причинами. Прежде всего, драматические действия разворачивались под открытым небом, в местах, особенно для того приспособленных. Кроме того, афинское казначейство отпускало широким массам свободных граждан специальные средства на посещение театра. Следует отметить, что в Афинах в течение очень долгого времени не существовало актеров-профессионалов (все роли, в том числе и женские, выполнялись любителями-мужчинами). Нередко театральные зрелища тянулись с утра до вечера; среди публики были и дети (мальчики), и женщины. Влияние театра в большом греческом городе был
очень значительным, а каждая новая театральная постановка становилась событием, которое вызвало волнение.
Рядом с театрами в покорении широких народных масс идеологическим установкам ведущую роль имели так называемые всенародные игры.
Древнейшие и самые известные из них возникли в Олимпии, получив вполне устойчивые формы и содержание уже в VШ в. до н. э.
Значение Олимпийских празднований станет более понятным, если вспомнить лишь один факт из их истории. Именно в Элладе отсчет времени нередко велся за Олимпиадами, то есть за чотирьохріччями, соответствующие периодам, когда проходили Олимпийские игры. Они продолжались 5 дней, и в настоящее время, согласно договорам, которые существовали между греческими государствами, запрещалось вести войны. Программа игр была чрезвычайно многогранна. На первом плане стояли разнообразные физические упражнения: бег, борьба, кулачный бой, бег на колесницах и т.д. Этим упражнениям предшествовало длительное тренировки. От всех участников требовали присяги, в которой утверждалось что каждый из них в течение 10 месяцев готовился к играм. Наряду с соревнованиями такого рода на Олимпийских играх проводились и другие выступали общественные деятели, историки, поэты, певцы, музыканты, танцоры.
Кроме Олимпийских игр, большой славой пользовались Істмійські, Піфійські игры и др., но особенно - Афинские Панафінеї - праздник в честь богини Афины, что была покровительницей города. Оно справлялось ежегодно, но с особой помпезностью раз в четыре года (Большие Пінафінеї). Праздник продолжался 9 дней. Первые дни празднований посвящались различным соревнованиям: гимнастическим, музыкальным, литературным, а также конным. В соревнованиях принимали участие только полноправные граждане. Наиболее знатные отдавали предпочтение беговые на колесницах. Первые примеры преобразования самих соревнований и подготовки к ним в профессию атлета относятся к времен Платона.
35 лет считались тем возрастом жизни, когда физические силы человека достигали своего наивысшего расцвета. Те, что перешли границу этого возраста и не добились каких-либо наград на соревнованиях, как правило, отказывались от дальнейших попыток.
Большие Панафінеї завершались праздничной процессией.
Данная эпоха характерна созданием тех памятников греческого искусства, которые еще до сих пор приносят художественное наслаждение. Ни один народ не ценил так высоко красоту, как греки. В одной из древних песен говорится, что первое пожелание - это здоровье, второе - красота, которая приходится соревнованиями на приз красоты, конкурсами на самый « страстный » поцелуй и т.д.
Именно в государствах Древней Греции и прежде всего в Аттике (Афины) были заложены основы государственного регулирования благотворительности и ожоги. В переводе с греческого филантропия означает любовь к людям; в IV в. до н.э. с этим понятием связано любой доброжелательное отношение одного индивида к другому. В гомеровском эпосе philоs связан с институтом семьи и гостеприимства (11, 30).
В Греции до бедняков проявляли сочувствие, давали милостыню, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пирах. Выражением гостеприимства было создание гостиниц для размещения приезжих, в которых осуществлялось бесплатно, но о питании надо было заботиться самому.
Для финансирования всенародных праздников и зрелищ богатые люди отправляли литургии - своеобразные повинности, которые заключались в покрытии расходов. Размер литургий заранее не определялся и зависел от того, насколько богатые люди пытались снискать расположение и симпатию у народа или превзойти друг друга в богатствах и роскоши.
В древних Афинах сложилась своеобразная система социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство:
1. Покрытие расходов на организацию всенародных праздников: выдача народа денег на их посещение и угощение.
2. Предоставление социальных пособий. Сыновья воинов, которые погибли на войне, воспитывались за государственный счет. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде раздач или продажи дешевого хлеба.
3. Командировки граждан в поездки (с целью научиться полезного в заморских странах).
Другой пример показывала Спарта, где в руках государства сосредоточивалась вся дело воспитания детей. Цель воспитания заключалась в полном подчинении индивида государству; главная задача - в подготовке мужественного, выносливого, физически развитого, здорового и закаленного воина - защитника земельной аристократии.
Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка: новорожденных старейшины общины осматривали в специальном месте - лесха. Только здоровые дети возвращались родителям, которые их воспитывали до семилетнего возраста, после чего осуществлялось общественное воспитание. Болезненных, тех, что имели недостатки, уродов уничтожали: самое очевидное, выбрасывали в Тайгетську ущелье. С семи до восемнадцати лет мальчики находились в специальных заведениях интернатного типа - агелах. Спартанцев воспитывали в жестоких условиях, стараясь вырастить суровых, безжалостных воинов. Занимались гимнастикой и девушки, но отдельно от мальчиков. Подростки принимали участие в ежегодных публичных испытаниях: их секли перед алтарем, чтобы убедиться в терпения и выносливости. Юноши 18-20 лет объединялись в группу ефебів. Гражданское совершеннолетие наступало в 30 лет.
Спартанское воспитание выявило существенное влияние на судьбу самого государства. Обратной стороной стал постепенный упадок интеллектуальной жизни Спарты (известно, что из ослабленных детей часто выходили гении). Впоследствии произошел упадок самой государственности.
Одной из серьезных проблем греческих государств стала проституция, которая существовала на “законных” основаниях: храмы, в которых содержались женщины, находились в основном на побережье, где было много приезжих.
Диктеріони (дома проституции) считались столь необходимыми, которые были признаны неприкосновенными хранилищами: у них женатый мужчина не мог быть осужден за супружескую измену, а кредитор не имел права искать там должника. Легальная проституция вела к распространению венерических заболеваний, о которых писал еще отец медицины - Гиппократ.
В Древнем Риме, как и в Греции в полной мере вводился принцип устройства за государственный счет праздников и угощений для бедняков.
Зрелища можно разделять на следующие группы: игры в цирке, игры в амфитеатре (бои гладиаторов), балет, театральные представления и т.д. Бои очень часто заканчивались смертью побежденных, часто по требованию зрителей (они при этом опускали вниз палец). Следует отметить, что мало кто отваживался осуждать человеческие соревнования, тем более, что свободные римские граждане не считали полноценными людьми ни рабов, ни преступников, ни военно пленных. Одним из немногих, кто решился выступить против убийств людей на арене амфитеатра, был философ Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н.э.), воспитатель и учитель императора Нерона.
Попытки обеспечить порядок в государстве філантропічним путем проявлялись в деятельности римских императоров не только через устройство ”зрелищ”. Так, Август ввел специальные должности чиновников, которые отвечали за организацию общественных работ и за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появились чиновники, отвечавшие за опеку сирот.
В общественном сознании возникли идеи необходимости организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и ученый Плиний Старший считал необходимым поддерживать нуждающихся. Политический деятель и писатель Цицерон видел смысл служения государству в обогащении бедных и в выкупе пленных соотечественников.
Следует отметить, что Рим и другие города империи находились в очень сложном положении. Больные умирали от бессонницы через то, что неперетравлена еда застревала в воспаленном желудка. Города преследовали две беды: нищие и разбойники. Путешественники часто становились добычей воров.
Очень серьезной проблемой для Рима стала проституция. Она поддерживалась давними традициями. Отношение к проституткам было открыто пренебрежительное. Они не вносились в цензы (списки населения), а регистрировались в особых списках, что означало отсутствие гражданства. Такая же роль отводилась и лицам, которые занимались посредничестве, хотя при этом они имели плати налоги на содержание гражданских сооружений. Проститутки носили специальную одежду. Им не разрешалось использовать белые ленты, которыми поддерживали прически молодые девушки.
Политика “хлеба и зрелищ” не принесла Рима тех преимуществ, которые были в Древней Греции - внутренняя гармония и социальный мир. На фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эр, популярность приобрело христианство и деятельность первых христианских деятелей.



Назад