Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Религиозные верования о моральных качеств и благотворительность


Представление о милосердие, помощь нуждающимся и любовь к ближнему нашли свое воплощение в древнейших религиозных книгах.
Они освещают образ идеального человека, который придерживается ряда правил, которые вытекают из основного принципа служения ближнему. Среди них - жертвенная любовь, что имеет целью облегчить боль и переживания других. Эта высокая любовь приносит страдания, поскольку втягивает человека в сложные проблемы, призывает, несмотря ни на что, помочь другим. Яркими примерами такой любви могут служить Иисус Христос, который отдал жизнь за откуп человеческих грехов; Будда, который дал клятву посвятить себя спасения всех живых и почувствовать их страдания как свои собственные.
Вторым правилом служения ближнему есть отдача и раздача - отдавая другом нечто свободно, без каких-либо условий, помогая другому нести его бремя, человек получает значительно больше, чем дала: “Всякому просящему у тебя - давай, и от взявшего твое забирает, - назад не желай... Давайте - и дадут вам; мере доброй, натоптаною, струснутою и переполненной вам в подолок дадут. Ибо какою мерою мерите, такою вам” (Евангелие от Св. Луки).
Следующим правилом является милосердия и гостеприимство. Давать милостыню бедным и проявлять гостеприимство - это качества, которые одобряют все религии. В индийских джайністів в “Кундакунді” утверждается: “Милосердие - не остаться равнодушным к голодного, несчастного и постараться облегчить их страдания”. (8, 35).
В то же время помощь беднякам в священных книгах (текстах) олицетворяется с принесением жертвы Богу или высшим святым. “Когда Господь полюбит человека, он посылает им дар в виде бедняка, чтобы тот мог совершить благодеяние для бедного” (Иудаизм). “Если кто облегчит судьбу требующего, Аллах облегчит судьбу того в этом мире и в будущем” (Ислам).
Наиболее широкая картина милосердия и любви к ближнему развернута в Новом завете. Иисус Христос призывает людей собирать себе сокровища на небе. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где уничтожает их моль и ржавчина, и где воры подкапывают и крадут.
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше - там и сердце твое” (“Евангелие от Матфея”).
Понятно, что составление сокровищ на небе предусматривает любовь к ближнему, праведные поступки - выявление помощи тем, кто в ней нуждается.
Судьба самого Иисуса, что пострадал за грехи других и погиб ради их спасения людей, дает еще одно правило служения ближнему - прощение и примирение: “Любите врагов ваших, благословляйте тех, кто вас проклинает, творите добро тем, кто ненавидит вас, и молитесь за тех, кто вас преследует...” (“Евангелие от Матфея”).
Кроме Библии, идеи благотворительности, помощи нуждающимся нашли свое отражение и в Коране. Так, в его второй главе говорится: “Благочестивые те, кто верит в Бога, в последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; из любви к нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, нищим, на выкуп рабов”.
Таким образом, в религиозных текстах нашел воплощение идеал человека, который стремится к совершенству. Среди рис такого идеала - благотворительность, которая заключалась в раздаче милостыни, питании убогих, помощи сиротам, вдовам.
Распространение христианства способствовало возникновению принципиально новой формы воспитания - христианского воспитания. Для него были характерны особое внимание к личности человека, его души, приоритет веры над знаниями, наукой; неразрывную связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитательной роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания.
Важно отметить произведенное христианством новое отношение к труду, тесно связано с учением о нравственности. Хорошо известные слова апостола Павла: “Кто не хочет работать, тот не ест”. Детям нужно прививать уважение к труду, чувство радости от нее Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для начала первого тысячелетия н.э.
Сильное влияние на культурное и духовное развитие всех христианских народов обнаружил Новый завет, в основе которого лежит Евангелие. В переводе с греческого - “благая весть”. Четвертое Евангелие является собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа. В нем не только выложена новая цель воспитания, но и пути ее достижения. Новый завет включает 27 книг, написанных разными авторами (наиболее известные Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр и Павел). В основе их педагогических идей лежит учение о любви ко всем людям как путь к спасению: чтобы достичь спасения и идти по пути самосовершенствования в направлении христианского идеала.
В первые века нашей эры сохранялась практика воспитания и книжного обучения странствующими учителями, теперь уже христианами. Сам Иисус Христос также был путешествующим учителем, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге.



Назад