Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Христианская церковь как первый социальный институт


В 476 году, ослаблена внутренними противоречиями рабовладельческого строя, перестала существовать Римская империя, которая пала под натиском варварских племен. В истории Европы начался новый этап исторического развития, который условно называется средневековьем. На смену рабовладельческом строя пришло феодальное общество, в котором политическая власть принадлежала, светским и духовным феодалам. Идеологической твердыней феодализма стали религия и церковь, которые монополизировали науку, искусство и образование.
Эпоха феодализма унаследовала от Римской империи христианскую религию в ее западном разнообразии, которая известна с 1054 года под названием “католицизм”. Именно он стал главной идеологической силой европейского феодализма; постепенно укрепляя свои позиции, превратился в “государство в государстве”. Христианская церковь оказалась основным носителем благотворительности и ожоги в период раннего и классического средневековья. Определенную роль в оказании помощи сыграли монашеские ордена - общества людей, добровольно обрекали себя на безбрачие и отречение от всех благ мира.
К церкви в средние века перешла очень важная функция - поддерживать социальный мир и пом'ягшувати социальные противоречия.
Естественно, что церковь не разделяла со светской властью открытой агрессивности в отношении к этим, так как враждебность была бы несовместима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Программа церкви в отношениях с бедными фактически сводилась к требованию милостыни; при этом не ставился вопрос об уничтожении социального неравенства.
Средневековая концепция бедности является носителем противоречий: с одной стороны пропагандируется необходимость отказа от богатства; с другой - необходимость подавать милостыню.
Следует отметить, что нищета не всегда имела отрицательную оценку, которую мы присваиваем ей сегодня. Христианство, религия преследуемого меньшинства, долгое время было религией бедных. Нищие и другие обездолені в средневековье имели статус “священности”, потому что давали возможность богачам заработать себе спасение благодаря благотворительности, осуществляемой по этой слои населения.
О необходимости опеки над нуждающимися христианская церковь говорила издавна. Так, известные постановления Ельвірського собора 306 г. и Антиохийского собора 341 г., где епископата было дано право распоряжаться на свое усмотрение имуществом церкви на нужды благотворительности.
Помогали тем, кто нуждается, преимущественно в воскресенье, когда верующие собирались в Божий храм. Этот день Апостолом Павлом был указан как наиболее соответствующий деле благотворительности.
Церковь не ограничивалась только проповедями о необходимости милостыни, она стремилась на деле помочь обездоленным. Так, до четверти церковных доходов использовалось с культовой и благотворительной целью. Укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составления списков убогих стали прерогативой церкви.
Ею организовывались и финансировались институты помощи: больницы, приюты. Следует отметить благотворительную деятельность св. Василия (329-379 гг.), епископа в Кесарии Капподійській, который создал у ворот города приют для престарелых, госпиталь, богадельню для больных и калек. Источником для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан. Госпиталь, организованный св. Василием отыграл функцию прототипа для создания монастырских больниц в Западной Европе. Устав монастыря, при котором он находился предусматривал порядок опеки и лечения больных, обучение медицинской делу и др. Однако первые монастырские больницы отмечались очень низким уровнем ухода за больными. Лечение “постом и молитвой, которое было у них ведущим, редко достигало своей цели. Кроме того, в периоды эпидемий больницы при скоплении больных превращались в рассадники опасных заболеваний, что легко передавались от одного к другому. Не случайно эти заведения назывались “домами страданий”.
Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Так, в 542 г. в Лионе был открыт особый приют, который назывался “Божьим Домом”, где работали как монахи, так и добровольцы из мещан (2, с.102).
Церкви принадлежит одна из первых теоретических установок в области общественной опеки. В 1100 г. Римская церковь издала собрание канонических законов из теории и практики благотворительности.
В Х-XI вв. активную роль в процессах поддержки уязвимых слоев населения играли монашеские ордена, которые представляли собой своеобразный общественный благотворительный институт, где внедрялись идеи милосердия и помощи ближнему. Так, Иониты, Лазаристи оказывали помощь больным, а Бегарди и Алексиани брали на себя нелегкие обязанности помощи тем, кто находится на пороге смерти, осуществляли их захоронения, Треніторії заботились о выкупе пленных.
Важным явлением стало возникновение монашеских орденов, что идеализировали бедность. Однако эпидемии, войны и другие беды изменили отношение к ней, потому что государства нуждались в рабочей силы, активных людей для экономического строительства. Постепенно сформировались два взгляда на нищету. С одной стороны, бедняки воспринимались как деградировали, неполноценные, даже опасные существа; что провоцировало к ним репрессивные меры и дискриминационные программы. С другой стороны, к обездоленным проявлялось соболезнования.



Назад