Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблемам помощи и поддержки. Педагогические идеи христианских теологов


Церковь осуществляла наряду с социальной поддержкой функцию формирования теоретических подходов к проблемам помощи и опеки через осмысление важнейших христианских догматов о милосердии. Особое распространение получили работы Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Федора Студита, Афанасия Александрийского и многих других представителей “морально-назидательной литературы”. Работы некоторых мыслителей церкви обнаружили большое влияние на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и опеки. Отличительной чертой данных произведений было то, что они были предназначены как для “говорение с кафедры”, так и для книжного употребления.
Интерпретация и комментирование христианских текстов висвічували проблемы социальной справедливости, сострадания, милосердия и любви к ближнему.
Василий Великий суть милосердия усматривал в соболезновании угнетенным, которые понесли бед больше, чем те, что имели бы выпасть на их судьбу за совершенное ими преступление. Он считал, что надо беспокоиться о людях, которые из большого богатства впали в крайнюю бедность, а также о тех, кто имея крепкое здоровье, стал больным. Григорий Богослов конкретизировал идеи своей школы, предоставил ей характера практического служения: “Будь для несчастного Богом”. Однако милосердие, благотворительность в отношении к ближнему предусматривают определенные задачи для того, кто творит милостыню. Григорий Богослов различал благотворительность высшую и низшую. К высших благодеяний, что приносит пользу душе, относил законы пророков, учителей, пастырей и т.д. До низших благодеяний - принести еду, лекарства, перевязать раны, поговорить о своем положении и терпение.
Идея античной состязательности, которая приближала античную человека к гармонии души и тела, в христианской идеологии у Григория Богослова получила другую интерпретацию: “Заслужи преимущество перед ближним твоим тем, что ты за него более благотворительный”.
Произведения проповедника Иоанна, которого прозвали Златоустом по его ораторские способности, представлены наиболее полно и объемно из всех произведений церковного содержания. По его мнению, человек больше всего должна учиться милосердию, ведь оно и делает его человеком.
Несколько своеобразно Иоанн Златоуст трактует проблему социальной справедливости. Он исходит из принципа общественной полезности: “Мы все нуждаемся друг в друге: бедный в богатом, богатый в злидареві, тот, кто ничего не имеет, в том, кто подает милостыню...”. Принцип общественной полезности Иоанн Златоуст трактует как Божью мудрость. Он считал, что в акте милосердия нет границ. Жестокость, а следовательно, и несправедливость проявляется и тогда, когда милосердие распространяется только на определенный круг субъектов. По его мнению, делать добро и подавать милостыню надо даже язичнику.
Что касается самой милостыни, то она является способом избавиться от болезни духовной и ран греховных. Бог велел подавать милостыню не дише. чтобы насытились бедные, но чтобы и те, кто подает, могли заслужить себе награду. В большей степени милосердия необходимое вторым, чем первым.
В своих подходах Иоанн Златоуст выделял два уровне помощи: милости духовные и телесные. К милостей телесных он относил: напоить жаждущего, одеть нагого, посетить заключенного, принять в дом путешественника. Духовные милости - научить истине и добру, молиться Богу за ближнего и т.д. Таким образом, христианские теологи IV в. рассматривая высшие или духовые милости, предусматривали необходимость воспитания человека. По их мнению, помощь ближнему не должна сводиться к милостыне: куска хлеба, одежды, лекарств. Поддержка высшего порядка сводится, бесспорно, к привитие нравственных качеств, стремление служить Богу.
Христианские мыслители считали, что человек - особый мир, поскольку создан по “образу Божию”. Человеческой природе присуща склонность к добру и стремление к нему. Они рассматривали человеческое тело как вместилище души. Самым высоким в душе есть ум, что открывает путь к познанию Бога. Душевные способности необходимо не только воспитывать, но и направлять до достижения истинной, высшей цели, поскольку, по словам Василия Великого, в реальной жизни способности человека становятся “добром или злом” в зависимости от их применения в конкретной ситуации. (1, 98).
Иоанн Златоуст в деле воспитания советовал обращаться к божественной сущности в человеке, прежде всего к нравственности. В результате такого подхода он осуждал применения в воспитании методов авторитарного давления, принуждения, отдавая предпочтение совету, предостережением. На первом месте, для него, как и для многих других мыслителей, стояла, моральная цель воспитания, назначение педагога-христианина заключалось в том, чтобы учить любви к ближнему (1, 99).
Иоанн Златоуст показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика и слушателя. Он считал, что необходимо видеть каждого ученика в отдельности, а не массу, строить свою речь образно, доходчиво, эмоционально, конкретно, наглядно раскрывая содержание того, что изучается. При этом главным источником знаний была, бесспорно, Библия.

Литература
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных, заведений/ Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. 2-е изд., испре, и дополн. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.
2. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России /с древности до начала XX века/. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. -480 с.
3. Левковский Г.В. История педагогики: Учебное пособие. - Житомир: ЖДПУ, 2001. - 220 с.
4. Теория и методика социальной работы /в вопросах и ответах/. Учебное пособие /Под ред. Панова А.М., Холостовой Е.И. - М.: Соц. -Техн. Ин-т., 1998. - 190 с.
5. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. Москва-Воронеж, 1997. - 192 с.



Назад