Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Формирование гуманистических традиций в древних славян


Исследователи истории восточных славян единодушно утверждают, что предкам украинского народа были присущи такие качества как кротость, доброжелательность, сострадательность, гостеприимство.
Основатель украинской педагогики Григорий Ващенко в произведении “Воспитательный идеал” дал объяснения отдельных причин своеобразия их характера ” : “Мирные земледельческие занятия способствовали кротости нрава украинцев и общей интеллигентности их, потому что доисторический хлебороб имел больше возможностей, чем пастух или ловец, задумываться над тайнами природы и человеческой жизни. С этим связана также определенная глубина и богатство эмоций эстетических и эмоций любви. Летописец пишет о полян, что они имели ласковую удачную. Путешественники, побывавшие в те времена на Украине, отмечают большое гостеприимство наших предков. Ибн-Даст пишет, что славяне “гостей уважают и хорошо обращаются с чужаками, что ищут в них обороны; и со всеми, кто в них часто бывает, не позволяют никому из своих обижать и ущемлять таких людей, в случае, если кто обидит или прижмет чужака, помогают и защищают...”.
Примерно так же характеризует гостеприимство наших предков Цисар Маврикий. “Для тех, которые их посещают, они добры и зичливі, переводят с места на .место, куда им надо. Когда бы через халатность хозяина гость потерпел которую вред, то то, что передал гостя втором хозяину, поднял бы войну, потому что они считают своим долгом отомстить беззаконие гостя”.
Чужаки отмечали также хорошо поведение наших предков с рабами, пленными. Тех, что попадают к ним в плен, пишет Маврикий, не задержують, как это делают другие народы, но, назначив им некоторое время, оставляют им выбора, захотят ли за неким выкупом вернуться к своим, или остаться с ними как свободные и приятели” (1, ст . 104-105).
Прокопий Кесарийский и другие авторы изображали славян как выносливых, закаленных, храбрых, свободолюбивых, непритязательных людей. Упоминались их беззлобность, непідступність, чрезвычайная честность и доброжелательное отношение к чужакам.
...Для гостя или путешественника славянин мог пожертвовать всем, что было в его доме. Заботиться о больных и старых, кормить и ухаживать их славяне считали своим священным долгом (5, 66-67).
“Ся нрав приветливая и ясная, отмечает М.грушевский, отразилась и в обычаях и постановлениях. В старом нашем праве не было смертной казни на провинників, ни калечили за вину, отрубая руки, разрезая уши, носы, как то делали по законам візантийським или старинному немецким. Духовные потом, переняв вместе с церковными книгами также и книги законов візантийських, пробовали на греческий образец и у нас завести такие казни на смерть и коліченне, но не принимали того люди. Наказывали деньгами, сажали в тюрьму, в наихудшим случае оддавали в неволю, чтобы отработал трудом свою вину, но кровь проливать, на веку мужа наступать не любили" (С, 39-40).
Целесообразно проанализировать, под влиянием каких факторов складывались гуманистические национальные традиции восточных славян.
Многими археологическими исследованиями установлено, например, что с конца первого тысячелетия до нашей эры в наших предков основными занятиями было земледелие, скотоводство, ремесленничество. Занимались также пчеловодством. В родном языке нашел отражение тот факт, что больше всего люди питались из хлебопашества. Слово рожь, которым называли хлеб, означает то, чем живут люди.
Такой тип мирных занятий постепенно формировал и особые взаимоотношения между людьми, моральные формы поведения индивидов. Чтобы убедиться в правильности сделанных выводов о зависимость характера человека от образа жизни, целесообразно осуществить анализ этой проблемы, обратившись к истории других народов.
В частности, в древних литовцев и немцев царил культ физической силы, что был обусловлен частой организацией военных походов. По принятым в таких племен понятиями, отнять жизнь в слабых существ, несчастных считалось подвигом соболезнования. Именно поэтому у немцев и литовцев существовал обязанность детей убивать своих престарелых и немощных родителей. Такие обычаи имели место в воинственных племен, которые не терпели среди себя лишних людей, слабых, которые не могли оказать помощь на войне. В племен, живших в стране, скупой на природные богатства, стремление уберечься от голодной смерти побудило взрослых к пожертвования младенцами. Однако в народов относительно более мирных, занимающихся земледелием, населяющих местность со щедрыми природно-климатическими условиями, такие обычаи не наблюдались. Не встречались они и в восточных славян. Однако отдельные факты убийства престарелых людей и детей в глубокой древности имели место и в отечественной истории.
Земледелие как основная форма хозяйственного жизни повлияло на семейный уклад славян. “Тем временем, когда у семитов и нордійців, народов номадов и ловцов существовал патриархат, в наших предков формой семейного устройства был матриархат совмещенный с моногамией (одноженством)” (1, 104).
Присуще украинцам экзогамия в семейной жизни способствовала мирным и дружелюбным отношением к другим племен. С этой точки зрения украинцы значительно отличались от народов из ендогамною формой семейной жизни, как, например, немцы или москвичи. Этим народам, как отмечает проф. Щербаковский, свойственна агрессивность и враждебное отношение к других племен и народов. (1, 106).
Формирование черты народного характера (человеколюбие, открытость души) происходило не только под влиянием основных видов их деятельности (земледелие, скотоводство, гончарство, пчеловодство), но и под влиянием среды обитания. Бесспорно, эти факторы являются взаимосвязанными между собой: природно-климатические условия определяют и род занятий людей, и исторический ход событий. Влияние природы на зарождение и развитие исторического жизнь давно уже считается за аксиому исторической науки. Как метко выразился российский историк Ключевский, сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, это природа его земли. (4, с.12). Однако она нигде и никогда не действует на все человечество одинаково. Неравномерность влияния оказывается на местных особенностях людей, прежде всего бытовых и духовных, которые производятся у них под очевидным влиянием природы. Взятые в своей совокупности, эти особенности и составляют народный темперамент. Среди основных стихий природы, принявших участие в устройстве жизни и фор
ни духовных понятий восточных славян, следует отметить бескрайние степные и лесостепные просторы, густую сетку рек, сравнительно умеренный климат и открытый выход к Черному морю, которое служило географической, политической и хозяйственной основой украинской земли. Ширь и богатство удобных для жизнедеятельности свободных территорий позволяли родственникам или співплемінникам при первом же конфликте или внутрішньоплемінному неудовлетворении переходить на новое место жительства. Эти факторы закрепляли в характере людей доброжелательность, беззлобность, миролюбие.
Формирование гуманистических традиций предков украинцев проходило также под влиянием общественного устройства. Древние славяне (известные из исторических источников от VI в. н. э.) жили родовыми общинами. М.грушевский, освещая сущность такого родового строя, отмечает: "Роды жили отдельно, “в себе”, как говорит летописец как наши хутора задніпрянські или горные карпатские села. Люди сходились на определенные места на те святочные игрища пределы села, на судне “коповища”, где правили суд над провинниками, выискивали воров. Совместными силами для защиты от врагов, чтобы было где укрыться в опасную волну, ставили себе “город”, то есть место ограждено, обведенное рвами и валами, куда можно было свезти своих старых и малых, женщин и детей и всякое добро..." (С, с. 44).
Выполнение трудоемких работ было посыльным только для большого коллектива. Именно поэтому в жизни славян особое значение приобрела община. Она была органом местного крестьянского самоуправления, к компетенции которого принадлежали земельные переделы, налогообложение, судебные дела, а также вопросы помощи нуждающимся. Родовая община была объединена взаимным обязанностью родственников в материальной помощи, защите и месть за причиненные обиды. Эта взаимосвязь был обусловлен как коллективным характером производства, так и родственными связями между членами рода.
У восточных славян закрепились определенные общественные стереотипы поведения, среди которых наиболее важными были реципрокація и редистрибуція. Именно эти процессы были в основе ранних форм социальных отношений, а их главное назначение связано с функциями защиты индивида в системе рода.
С распадом родовых связей (начало IX в.) древние славяне начали объединяться в территориальные или соседские общины, которые включали в себя несколько семей и обладали определенной территорией. Такие объединения назывались задругами или вервями и создавались для осуществления совместных дел, в том числе и помощи нуждающимся. Единство такой общины поддерживалась хозяйственными связями.



Назад